Ashtray.ru статьи
Вавилонские башни
О Вавилонской башне известно прежде всего то,
что она была разрушена
Борис Гройс
Идея
башни олицетворяет хрупкую, возвышенную во всех смыслах мечту человечества.
Утопию. Увы,механика многих утопий построена таким образом, что при попытке
их реализовать они перерождаются, становятся антиутопиями. Где-то на пути
«туда», в одну сторону, происходит подмена, в результате которой движение
незаметно разворачивается и начинает идти как раз в противоположном направлении
– «обратно». Строительство вавилонских башен, так же как и организация революций,
неизменно приобретает вид дьявольского триумфа.
Башня
3 Интернационала Татлина – несомненно, одна из таких башен. Впрочем, она не
была построена.
Непостроенные вавилонские
башни – чертовски привлекательная вещь.
На
сайте
http://www.alexandreev.com/separate/separate.htm
можно
найти образы воображаемых, виртуальных башен, лестницы в небо, техногенного
города в небе.
Атмосфера,
помещенная в эти работы – это атмосфера воображаемого пространства, в котором
Татлин (допустим) все же построил свою башню 3 Интернационала, после чего
принялся за разработку других объектов. В этом виртуальном пространстве странный
объект под названием Летатлин смог полететь, став прообразом нового города
будущего – города-птицы, жители которого смогли наконец построить такую лестницу
в небо, которая не разрушилась.
Ощущение
одиночества, и может быть, некий отзвук
страха, здесь
уже несомненно присутствуют, но не
в большом количестве: преобладает интерес к утопии.
На
другом сайте
http://bak.spc.org/luna-nera/spmouse/towers/tower_frames.html
-
сайте галереи Spider & Mouse (см. проект
Вавилонская Яма)
мы видим «Башни»,
логическое продолжение той же идеи в ее обратную сторону. Проект застает нас
чуть ли не в тот самый момент, когда утопия пытается обратиться в свою противоположность.
Мы
видим индустриальные башни старых цементных заводов.
Где-то
уже скрыт невидимый перелом, будущее перерождение утопической мысли, и одновременно
слышится далекое, затемненное, но все еще различимое звучание утопии.
(Можно
увидеть каждую башню как "коридор для отлетающей души", говорится
к тексте к проекту). Настроение, сродни настроению гениального фильма Йоса
Стеллинга
"Летучий голландец", подмешано к чувству тревоги, в утопии заложена
постепенно разворачивающаяся пост-утопия, и это пост-утопическое
состояние уже действительно страшно, несмотря на свою молчаливость.
Вопрос
о перерождении утопии принадлежит к той же области, что и размышления о «синих
чертях».
Ash
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей