Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

Ashtray.ru статьи

Вавилонские башни

О Вавилонской башне известно прежде всего то,

что она была разрушена

Борис Гройс

.... 

Идея башни олицетворяет хрупкую, возвышенную во всех смыслах мечту человечества. Утопию. Увы,механика многих утопий построена таким образом, что при попытке их реализовать они перерождаются, становятся антиутопиями. Где-то на пути «туда», в одну сторону, происходит подмена, в результате которой движение незаметно разворачивается и начинает идти как раз в противоположном направлении – «обратно». Строительство вавилонских башен, так же как и организация революций, неизменно приобретает вид дьявольского триумфа. 

Башня 3 Интернационала Татлина – несомненно, одна из таких башен. Впрочем, она не была построена. 

.

Непостроенные вавилонские башни – чертовски привлекательная вещь. 

На сайте http://www.alexandreev.com/separate/separate.htm можно найти образы воображаемых, виртуальных башен, лестницы в небо, техногенного города в небе. В качестве эпиграфа художник избрал фразу из Кастанеды – о том, что автор воплощает образы, назначение которых может и не знать, а заходя на сайт, читаешь заставку: «Если вы подолгу смотрите в бездну, то бездна, в свою очередь,всматривается в вас»..

...... 

Атмосфера, помещенная в эти работы – это атмосфера воображаемого пространства, в котором Татлин (допустим) все же построил свою башню 3 Интернационала, после чего принялся за разработку других объектов. В этом виртуальном пространстве странный объект под названием Летатлин смог полететь, став прообразом нового города будущего – города-птицы, жители которого смогли наконец построить такую лестницу в небо, которая не разрушилась.   

Ощущение  одиночества, и может быть, некий отзвук страха, здесь уже несомненно присутствуют, но не в большом количестве: преобладает интерес к утопии. 

На другом сайте http://bak.spc.org/luna-nera/spmouse/towers/tower_frames.html - сайте галереи Spider & Mouse  (см. проект Вавилонская Яма) мы видим «Башни», логическое продолжение той же идеи в ее обратную сторону. Проект застает нас чуть ли не в тот самый момент, когда утопия  пытается обратиться в свою противоположность..

...... 

Мы видим индустриальные башни старых цементных заводов. Башню в деревне Кривушкино. Изображение старой армянской башни, название которой можно перевести как Башня Двойного Одиночества ("Tower Of Double Loneliness"). Фотографии другой армянской башни, обозначенной как Летящая, или Летучая ("Flying"). Фотографии «Landscapes with Towers» («Ландшафты с башнями»): башни на ж/д станции Лосиноостровская; в деревне Кривушкино; на Yashu Yamabe Station (Prefecture Keruy, Japan). Автор ландшафтов, Куми Сасаки (Kumi Sasaki) тот самый «Наблюдатель» из комментария к Вавилонской Яме - пересаживает российские башни в японскую провинцию, а японские - в Подмосковье и на поля деревни Кривушкино, получая в итоге "Towers Nowhere" - "башни, находящиеся нигде" (на сайте они названы еще сильнее - "nonexistence towers", "башни несуществующие").

Где-то уже скрыт невидимый перелом, будущее перерождение утопической мысли, и одновременно слышится далекое, затемненное, но все еще различимое звучание утопии. (Можно увидеть каждую башню как "коридор для отлетающей души", говорится к тексте к проекту). Настроение, сродни настроению гениального фильма Йоса Стеллинга "Летучий голландец", подмешано к чувству тревоги, в утопии заложена постепенно разворачивающаяся пост-утопия, и это пост-утопическое состояние уже действительно страшно, несмотря на свою молчаливость.  (N.B.Один из художников проекта начал работать с мертвыми промышленными объектами после землетрясения, почти полностью уничтожившего Гюмри (бывший Ленинакан)..

Вопрос о перерождении утопии принадлежит к той же области, что и размышления о «синих чертях». Возможно ли реализовать утопический замысел, сохранив его первоначальный смысл? Искусство могло бы дать удачную формулу ответа на этот вопрос.  Когда-то было сказано, что «музыка сама исчисляет себя, не подозревая об этом» (наверняка эти слова можно расширить и до творчества в широком смысле этого слова). Может быть, одно из свойств искусства и состоит в том, чтобы решать подобные задачи, оперируя скрытой, присущей лишь искусству математикой, называемой вдохновением или интуицией.  

Ash  

P.S. Текст проекта «Башни»  

переход к: Э.М. Чоран. Механика утопии

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей