Андерграунд
в прямом смысле
Underground значит – «под землей».
Так называют также метро.
В
переносном смысле андерграунд – обозначение «подпольного» искусства.
Андерграунд
в прямом смысле означает: художники уходят под землю.
Не
просто уходят под землю. Они буквально врываются в нее, причем по очень замысловатой
траектории.
Проект
был представлен на Московском международном форуме художественных инициатив
(июль 2003). Представлял он собой целую стену с фотографиями некоего весьма
загадочного Объекта, прислоненные к этой стене исторические экспонаты вроде
старых лопат и сапог и приклеенный на ребре стены текст, содержание которого
впечатляет своей идеей и стилем.
Привожу
его целиком.
«Галерея
Спайдер-Маус представляет
копатели
– Игорь Иогансон, Марина Перчихина/diggers:Igor Johanson, Marina Pertchikhina
Наблюдатель
– Куми Сасаки
observer: Kumi Sasaki
проект
долгосрочных земляных работ (land art)
ВАВИЛОНСКАЯЯМА/YAMA OF BABEL
the land-art project in progress
Иероглиф
перевод
– Гора, в японской транскрипции – Яма.
Местоположение.
Вавилонская
Яма расположена на обрыве холма над Плещеевым озером. (Ярославская область,
Переславский р-н, деревня Криушкино,
арендованная земля).
Контур.
Июль 2001 года.
Спиралевидные
рельеф и контррельеф закручены под разными углами к поверхности поля, в центре
образован смещенный по вертикали Инь-Ян.
Развитие.
Контррельеф
ежегодно углубляется на 15-20 сантиметров, вынутая из него земля насыпается
на рельефную поверхность.
Вавилонская
Яма – самодостаточный объект, не нуждающийся в дополнительных стройматериалах.
Все
работы производятся вручную. Инструменты: лопата и грабли.
Проект
рассчитан на 25 лет соответственно предполагаемому максимальному сроку жизнедеятельности
авторов.
По
вертикали общий размер объекта должен приблизиться к 7-8 метрам (высота «горы»
от уровня почвы равна глубине «ямы», в расчете учтена усадка за зимний период).
По горизонтали объект изначально вписан в круг размером 13 метров.
Вавилонская
Яма – андрогинный объект объединяющий в себе монумент и могилу.
Документация.
Для
воспроизводства коммуникации с внешним миром эта центростремительная «Вселенная
на двоих» нуждается в третьем – наблюдателе.
Комментарий
наблюдателя:
Башня
невидима; но она существует.
Она
растет в высоту и глубину.
Мне
говорили, что когда вы взбираетесь на вершину, или спускаетесь на дно, то
на обратном пути вы можете встретиться лицом к лицу с кем-то, кто выглядит
точь-в-точь как вы.
Я
не уверена насчет этой истории, но вы можете попробовать…
К.С.»
«Комментарий наблюдателя» напоминает стиль книг искусствоведа и писателя Милорада Павича, а все вместе отсылает нас к еще одному явлению нелинейной литературы - книге шведского прозаика и искусствоведа Петера Корнеля «Пути к раю (комментарии к потерянной рукописи)».
Петер Корнель в своей совершенно сумасшедшей и очень поэтичной книге размышляет о лабиринтах (в том числе о тех, что назывались «Le chemin de Jerusalem», т.е. «Путь в Иерусалим») и спиралях (в том числе «герменевтической спирали»), сюрреалистах и автоматическом письме, алхимиках, тамплиерах, масонах, друзах, о психоанализе и археологии, о «метафизике мест», о «космологических мечтателях типа Гики, Хэмбиджа и др.», которые «считали, что в спиралевидной раковине, так называемом наутилусе, или жемчужном кораблике, они уловили глубинный образ миропорядка», о «Книге» Малларме и т.д.
«Земной рай … представляет собой сферу, растительную и органическую», - утверждает Корнель.
В своей книге он много внимания уделяет произведениям американского скульптора Роберта Смитсона («которые он создавал в самых недоступных и отдаленных местах, таких как Большое Соленое озеро в штате Юта, пустынные районы Техаса или Юкатан в Мексике, - «пограничные области, лишенные фокуса», как говорил сам Смитсон»), в том числе несомненному предку Вавилонской Ямы – «Spiral Hill» («Спираль Холм»), которая установлена в старом песчаном карьере в Голландии.
Внимание уделяется и другому непосредственному предку Вавилонской Ямы - «Спираль Дамба».
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Впрочем, в книге Корнеля речь идет о поисках земного, вовсе не подземного рая.
Вавилонскую Яму, таким образом, следует признать новым шагом - если не вперед, то по крайней мере «вглубь».
2.Проект «PARADISE.
Искусство будущего в бункерах, подвалах и подземельях»
Есть и другие способы ухода современных художников под землю.
Проект
«PARADISE. Искусство будущего в бункерах,
подвалах и подземельях» - международная
выставка современного искусства в бункерах, бомбоубежищах, подвалах и подземельях,
которая будет проходить в городах Германии, Франции, России, Нидерландов.
Первая
выставка PARADISE откроется в бункере Александерплатц в Берлине в октябре 2003.
На
Арт-Москве-2003 были представлены тексты и идеи множества кураторов и художников,
которые разрабатывали проект рая под землёй, и в том числе - принятый ими
Манифест Рая, который выглядит так:
Фракция
правительства РАЯ
Манифест
РАЯ
Только
художники, согласившиеся со всеми
пунктами
манифеста, будут приглашены в РАЙ
I Рай - это счастье
II Райское искусство тотально позитивно
III Райское искусство – вне морали
IV Вне критики!
V Рай индивидуален и интимен
VI Райское искусство должно быть воплощено,
но бесполезно
VII Художник должен быть свободен
Прочитав некоторые из текстов («Paradise – таинственный сад в глубине души, средоточие памяти предков, ресурс силы и воли, прорастающих через безволие и недеяние. Paradise– шумерский Эдем, центр мира, источник рода, пра-отечество цивилизации, сохранившейся до наших дней. Paradise– пра-образ и пара-модель, blueprint истории архитектуры, проецирующей на землю контур райского сада") и обратив внимание на названия остальных (например: «Hidden landscapes» - «Скрытые ландшафты»), можно ощутить полет воображения и торжество мистификации – в той разновидности, которую описал доктор Умберто Эко в своей книге «Маятник Фуко».
.......
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Что именно будет происходить в октябре 2003 г. в Берлине, на первой выставке подземного рая, к моменту представления проекта на Арт-Москве, похоже, не было известно. Впрочем, одни из организаторов РАЯ – берлинские художники Нина и Торстен Рёмер – уже проводили выставки в подземельях.
В
рамках проекта M°A°I°S в 2001 г. в бомбоубежище в Берлине они организовали выставку
«Der Tod» («Смерть»). Один из экспонатов – любопытная машинка,
сама печатающая на трех языках фразу: «Смерти нет»; атмосфера места и схема самого бомбоубежища - неотъемлемая часть эстетики
подземной выставки.
Следующей темой Московского международного форума художественных инициатив (2004) будет РАЙ.
Скорее всего, к этому моменту, а может и до него, мы сможем увидеть подземное «искусство будущего в бункерах, подвалах и подземельях» своими глазами.
утопии
синтез искусств галерея звуковые
фотографии библиотека статьи
информация новое ссылки
трей