ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

ТАЙНЫ ЛАБИРИНТОВ И ИСКУССТВО РАКОХОДНОГО КОНТРАПУНКТА

 

Многогранный мир искусства, олицетворённый в содруже­стве Муз, постоянно обнаруживает родственные связи между от­дельными видами и формами его воплощения. Общность худо­жественно-эстетических принципов и технологических приёмов, таких, например, как теория аффектов в литературе и музыке барокко или коллаж в современной живописи и музыкальной композиции, способствуют стилевому единству каждой эпохи, и не только. Взаимодействие разных видов искусства и заимство­вание ими друг у друга приёмов письма создают новые формы художественных произведений.

Закономерно, что и техника ракоходного контрапункта, столь распространённая в музыке XX века, тоже порождена иным ис­кусством - поэзией, в частности, поэтическим палиндромом. Со времени появления в ХIVв. рондо Гийома де Машо музыкальные и стихотворные палиндромы развивались в параллельном сосу­ществовании. Так, в «Мусикийской грамматике» Дилецкого ра-коходное движение объясняется с помощью фраз-палиндромов, а в более позднем списке его рукописи в качестве образцов, иллюс­трирующих эту музыкальную технологию, помещены - анацик-лический стих и буквенный - латинский палиндром.

Освещение различных эстетических аспектов параллелизма поэтических и музыкальных палиндромов содержится в «Лекциях о музыке» А.Веберна, трудах по истории музыки ААмброза и Г.Ри-за, в работах Ю.Холопова, С.Гончаренко и др. Современные сти­хотворные образцы и их новые разновидности исследуются в «Ти­пологии палиндрома» поэта и музыканта А. Бубнова.

Задача данного очерка заключается в попытке дальнейшего расширения горизонта культурного пространства подобных па­раллелей и взаимовлияний, обогащающих смежные виды искус­ства и способствующих более глубокому пониманию в них приро­ды общего и специфического.

Ракоходное движение в музыке, как и его поэтический аналог палиндром, вызывает ассоциации с ещё одной редкостной и таин­ственной формой - лабиринтом, уходящим своими истоками в миф о Тезее и Минотавре. Главный смысл античного мифа - возвра­щение тем же путём с помощью нити Ариадны - идеально соот­ветствует именно ракоходному принципу композиции, хотя А.Шёнберг трактует его более обобщённо: «Произведение искус-

ства - это лабиринт, у каждой точки которого знающему извест­ны вход и выход без какой бы то ни было путеводной нити»( 161,266). В свою очередь в этом высказывании отец рако-ходной технологии XX века перефразирует строки немецкого по­эта Даниэля Каспера Лоэншейна (1635-1683) из его философского стихотворения «Лабиринт»:

 

«Что кажется глупцу запутанным, обманным,

То в полной ясности доступно мудрецу.

Для зрячего простор отнюдь не скрыт туманом,

Затмившим солнца свет несчастному слепцу».

 

Что же такое лабиринт как вид искусства? Античные авторы (Геродот, Диор Страбон) определяют его только в качестве «со­оружения со сложным и запутанным планом» и упоминают не­сколько типов лабиринтов. Среди них - древнейший египетский (около Файюма), датируемый 19 веком до н.э. и насчитывающий 3000 помещений, дворец в Кносе на Крите, построенный по преда­нию Дедалом для Минотавра, самосский, сооруженный по прика­зу тирана Поликрата (6 век до н.э.), и италийский в глузий (со­временный Кьюси), возможно, являющийся гробницей этрусско­го царя Порсены.(139,520).

Известны лабиринты из камня на берегу Кандалакшского за­лива Белого моря и на острове Готланд. С ХVIIIв. лабиринт ста­новится принадлежностью садово-парковых ансамблей, таких как уманский парк «Софиевка» в Украине, "Мальборо-мейз" в Бле-неме и Большой лабиринт в поместьи Вобурн в Англии. Они пред­ставляют собой огороженные высоким кустарником аллеи со мно­жеством тупиков и запутанных переходов. В последнем в центре помещён восьмигранный павильон в китайском стиле.

Существует и более обобщенная формула Г.Бидерманна: «Ла­биринт - определённый род запутанного пути, который в изна­чальной форме конструировался вокруг оси координат в виде спи-ралеподобных петель или ме­андров»( 11, 141). Эту дефини­цию уже можно соотнести не только с архитектурой, но и с литературой, поэзией и музы­кой. А замечание об оси коор­динат всецело соответствует технологии музыкального ра-кохода: вертикальная ось де­лит произведение на две части


- прямой и ракоходный варианты. В сокращенной записи двухго. лосный ракоходный канон, как известно, обычно записывается в одну строку нить», но и исполняется двумя музыкантами одно­временно с обоих концов навстречу друг к другу.

Теперь представим себе строение восьмиголосного ракоходного канона У .Бёрда «Diliges Dominum» для двух хоров, в котором каж­дый голос (S, А,Т, В) первого хора исполняет прямой вариант ме­лодии, а соответственные группы второго хора - её ракоход. Дан­ная форма канона «восемь в четырёх» (по определению Р.Морри­са (206,50) в полной мере соответствует дефиниции лабиринта как «запутанного пути» в этом музыкальном меандре-орнаменте. На­помним, что у И.С. Баха есть опус названный им «Маленьким гар­моническим лабиринтом BWV 591, в котором композитор зашиф­ровал блуждания по 12 тональностям, образующим новую для ею времени хроматическую систему темперации.

Автор самых занимательных романов последнего десятилетия профессор структурной лингвистики Умберто Эко в «Заметках на полях «Имени Розы» утверждает: «Мой текст - в сущности исто­рия лабиринтов». В дополнение к известным он описывает ещё один тип лабиринта, называя его «маньеристическим»: «В плане это что-то вроде дерева - корни, крона. Такой лабиринт - модель trial-and-erron process»( 169,99). Метод проб и ошибок или по сути та же метафора жизненного пути зашифрованы писателем в слож­ном устройстве монастырской библиотеки: «Се лабиринт величай­ший, знак лабиринта мирского. Вход и широк и манит; всякий, кто входит, погиб...». Автор ориентировался при этом на много­вековую европейскую традицию.

Не случайно в церквях существовали и продолжают существовать лабиринты в виде мозаичных полов, например, в Шартрском соборе во Франции. Их функции заключались в замене «пути в Иерусалим», который верующие преодолевали в молитве и на коленях вместо на­стоящего паломничества в Палестину. В Шартре при диаметре лаби­ринта 12 м длина извилистого пути составляла примерно 200 м, до­вольно солидное расстояние для коленопреклоненных (11,141).

Применительно к искусству, лабиринт символизирует тернис­тый «путь познания» или «древо познания», где высокий эстети­ческий и этический смысл заключается в преодолении техничес­ких трудностей и творческой радости от победы над ними. Убеди­тельной иллюстрацией этой мысли может служить уже упоминае­мое «Гармоническое древо» Иоганна Тайле.

К ранней форме лабиринта в поэзии можно причислить «маги­ческий квадрат», имеющий несколько вариантов чтения. В том числе и «бустрофедон» - «путь быка», сочетающий поочерёдно прямое и возвратное движение. Помещаем для сравнения совре­менные образцы этой формы В.Хромова и А.Бубнова

:

 

 

В.Хромов 

А.Бубнов

 

Возможно, «живучесть» таких упражнений в поэтическом ремес­ле от античности до наших дней объясняется их универсально-ма­тематической природой, выраженной, как и музыкально-канони­ческие формы, с помощью «треугольных» и «квадратных» чисел. Латинские «квадраты» используются в комбинаторике - разделе математики, посвящённом решению задач выбора и расположения элементов конечного множества в соответствии с заданными пара­метрами в кибернетике, теории графов и теории чисел. В сфере сти­хотворчества к таким «запрограммированным» формам можно от­нести секстины, реализованные в музыке Э. Кшенеком, «сетевые» стихи Эберхарда Немецкого и «многоприменительный вирш» И.Ве-личковского. Поэт указывает и его второе название - протеус, в котором возможен и ракоходный вариант. Приведём в качестве примера и его лабиринты.

Иоанн величковский /ок.50-х гг. XVII в. - 1701/ из его сб. "Млеко от овцы пастыру належное" Многопремънительный върш - протеус.

 

Яко ниву рясно плоды украшают, Тако диву красно роды ублажают Нивд рясно плоды украшают яко Диву красно роды ублажают тако


Известны опыты С. Полоцкого в создании стихотворных ла­биринтов и фигурных стихов. Одно из таких, в форме звезды, об­разует дополнительный шифр в центре - имя СИМЕОНЪ, другой очертаниями напоминает сердце (см. иллюстрации к очерку 6).


В литературе и искусстве XX в. практически весь авангард и стиль модерн подпитывались и продолжают подпитываться мно­гими из перечисленных редкостных, но не забытых форм. Искус­ство хореографии тоже не осталось равнодушно к художествен­ным возможностям этой метафоры и её узорам - меандрам. Суще­ствуют балеты «Лабиринт» на музыку Ф.Шуберта (в постановке Л.Мясина), Э.Вареза, Л.Берио (хореография Г.Тетли, Штутгартс­кий балет, 1975). В 1-989г. Московский театр пластической драмы и Г.Мацкявичус осуществили постановку «Лабиринтов» на музы­ку А.Шнитке.

Вторая ипостась лабиринта как ракохода, движения назад -нашла не только метафорическое, но и буквальное воплощение в пластике современного балета. М. Гарднер, рассуждая о симмет­рии в искусстве, писал: «Может быть, опытный хореограф сможет даже поставить балет-палиндром билатерально симметричный во времени, который будет выглядеть в кино одинаково, в каком бы направлении ни пускали плёнку» (27,41). Современный американ­ский хореограф Тай Чи специализируется на создании особых дви­жений зеркально-возвратных привычным элементам балетного языка, продолжая поиски в этом направлении Джаланчина.

В 90-е годы М. Барышников и его труппа «Нью-Йорк сити ба­лет» выпустили спектакль «Отражения» на музыку Фортепианно­го концерта С.Барбера. В его хореографии реализованы именно такие возвратные движения: прыжки назад, особые поддержки, которые вместе с вращениями создавали новый эффект.

Исследователь творчества Х.Л.Борхеса И.Тертерян, описывая его метод, называет предпочтения писателя: «В прозе Борхеса ре­альное и фантастическое отражаются друг в друге, как в зеркалах, или незаметно перетекают друг в друга, как ходы в лабиринте... Зеркало, лабиринт, сон - эти образы особенно любимы...»(18,13). Сюжеты двух его рассказов непосредственно связаны с данной формой: «Абенхакан эль Бохари, погибший в своём лабиринте» и «Сад расходящихся тропок», который своим названием перекли­кается с «Hortus musicus» («Садом музыкальным») композитора И. Рейнкена или «Садом божественных песен» Г. Сковороды. Именно эти произведения Борхеса воздействовали на структуру романов У. Эко и «Хазарский словарь» М.Павича. Последний) можно читать как с начала, так и с конца. Ракоходный способ ока­зывается даже более предпочтительным, так как после ознакомле­ния с эпилогом становится сравнительно понятным запутанный сюжет и конструкция этого романа-лабиринта. М.Павич обозна-


чил на титульном листе мнимый зеркально-ракоходный год изда­ния «Хазарского словаря » - 1691, но он отнюдь не случайно со­впал с датой сочинения композитором И.Тайле ракоходного «Гар­монического древа», а поэтом И.Величковским его сборника «Мле­ко от овцы пастыру надежное» со стихотворными палиндромами. В культуре всё взаимосвязано и взаимозависимо. В рассказе Бор­хеса китайский мудрец Цюй Пэн, создавший книгу-лабиринт пи­шет: «Оставляю разным (но не всем) будущим временам мой сад расходящихся тропок»(18,90). Так случилось и с техникой рако-хода в музыке XX века, причем не только в серийности, но и в полифонических циклах П.Хиндемита, Р.Щедрина и многих дру­гих музыкальных произведениях разных жанров, стран и народов. Именно XX столетие оказалось тем будущим временем, для кото­рого предназначалась и «копилась» на протяжении веков рако-ходная технология во всех её проявлениях - в кино, балете, лите­ратуре и музыке.

Эберхард Немецкий и его стихотворный «Laborinthus» (этимология от сл. Labor - труд, а не лабиринт (с,110), (ок. 1250г.)

Стихи сегевые

 

Святости    светлость,     Чаянье       кротких,     Царствия     Матерь,

Светлость   покоя,           Робким      водитель,    Древо          Почета,

Чаянье       робким,        Целенье     убогим       Вестница     мира,

Кротких     водитель,      Убогим      подмога,     Правды        Начало,

Царствия    древо,           Вестница   правды,       Сладость      Благая,

Матерь       почёта,         Мира         начало,       Благая,-Восславься!

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей