ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

НОТНЫЙ ТЕКСТ КАК ШИФР В РАКОХОДНЫХ ЗАГАДОЧНЫХ КАНОНАХ

Нотное письмо в европейской музыке изначально представляет собой шифр, то есть «совокупность знаков... на основе заранее ус­ловленной системы, являющейся ключом к расшифровке текста» (139,348). В тайнописи используются и двойные шифры, примени­тельно к музыке соответствующие загадочным канонам. Они из­давна существуют в особой сфере профессиональных секретов и забав в качестве музыкальных ребусов, которые композиторы пред­назначают друг другу и коллегам-исполнителям. Нотная запись этих специфических шифров в шифре или шифров высшего уровня со-держит условие задачи-загадки, а исполнение - её решение-отгадку.

История искусства хранит в таком виде множество тайн ремес­ла, накопленных в её арсенале за последнее тысячелетие и зашиф­рованных в музыкальных, поэтических и живописных ребусах. Передаваясь непосредственно от учителя к ученику, от школы к школе, от века к веку, внутрицеховые тайны составляют основу профессионализма, сберегая преемственность традиций и поддер­живая высокий уровень мастерства.

К подобным редкостям в музыке на протяжении шести столе­тий принадлежит ракоходный канон и его зеркально-ракоходные разновидности. Авторами таких миниатюр были и остаются са­мые знаменитые композиторы Европы от создателя первого му­зыкального палиндрома, поэта и музыканта Гийома де Машо до У.Бё'рда, С.Шейдта, И.С.Баха, И.Гайдна, В.Моцарта. Л.Бетхове­на и И.Брамса. В XX в. эту традицию продолжили А.Шёнберг, А.Веберн, И.Стравинский, Р.Щедрин. К.Караев, А.Шнитке и Дж.Крам. (См. иллюстрацию к предыдущему очерку).

Возвращаясь к рондо-палиндрому Г. де Машо, обратим вни­мание на форму сокращённой записи оригинала. Это произведе­ние записано лишь частично: один из двух верхних голосов и по­ловина нижнего, так что от профессиональной выучки музыкан­тов зависело разгадают ли они шифр названия и «достроят» ли музыкальный текст до авторского замысла.

Баховский автограф двухголосного ракоходного канона на тему короля из «Музыкального приношения» тоже существует в виде сокращённой записи- строки, которую оба исполнителя иг­рают, двигаясь навстречу друг другу. Ещё более любопытный об­разец загадки-шифра - четырёхголосный канон И.С.Баха (BWV № 1074 ). Хотя он состоит только из девяти нот, его полная рас­шифровка занимает несколько десятков тактов. Этот канон, со­зданный в 1727г. в Лейпциге и посвящённый поэту Л.Ф.Худема-ну, уже на следующий год был опубликован в Гамбурге Г.Ф.Теле-маном, тоже ценившим подобные музыкальные ребусы. Затем его перепечатывали И.Маттезон в «Совершенном капельмейстере» (1739г.), Л.Мицлер в третьем томе «Новой музыкальной библио­теки» (1747г.) и, наконец, Ф.Марпург во втором томе «Трактата о фуге» (1753г.), где дано решение канона и его вариант в обраще­нии. В таком виде этот загадочный канон цитируется С. Богаты­рёвым, назвавшим его «полифоническим фокусом»(15,42).

Основываясь на авторской подсказке (Бах наметил в авто­графе первые ноты каждого голоса), Ф.Марпург открыл в му­зыкальной загадке только одну её проекцию-обращение. По

нашему мнению в ней остались нерасшифрованными возмож­ности ракохода и ракоходной инверсии (См. Пример 52}.

Вероятно, при внимательном изучении музыкального мате­риала из прошлого, примеров на ракоход окажется больше, чем считалось до настоящего времени, так как по- настоящему не исследованы все варианты расшифровки загадочных канонов. Например, мотет "Talent m`est pris" существует в истории музы­ки в двух редакциях -трехголосного обычного канона и двухго­лосного ракохода. Баховская тема содержит три признака, ука­зывающие на реальность такой ракоходной трансформации: син­копы в ритмическом рисунке, отсутствие задержаний и заклю­чительную фигуру восьмых, которая легко превращается в на­чальный мордент, напоминающий тот, что открывает его орган­ную Токкату ре минор или ракоходный Менуэт его сына.

В обоих загадочных канонах Баха используется один и тот же вид сокращённой записи, расшифровка которой предпола­гает применение технологической операции умножения линий. В старинных трактатах такой способ сокращения музыкально­го текста назывался «два в одном» или «четыре в двух» и т.п. Редкостный образец «восьми в четырёх» представляет собой хоровой канон У .Бёрда «Diliges Dominum». Подобное замысло­ватое многоголосие ассоциируется уже не столько с поэтически­ми палиндромами, сколько с другой таинственной формой ис­кусства - лабиринтом.

На зеркальных свойствах ракохода основан второй из рассмат­риваемых в данной статье способов сокращенной записи этих «ос­троумных музыкальных шарад», как называл загадочные каноны А.Швейцер. Только до половины зафиксирован в автографе Ме­нуэт К.Ф.Э. Баха (Пример 23, тт. 1-8). Способ получения его про­изводного соединения состоит в подставлении вдоль последней так­товой черты обычного зеркала, в котором отражается ракоход-ная половина Менуэта К. Ф. Э. Баха.

Особенности расшифровки в технологии «достраивания до палиндрома» с помощью зеркального отражения и её отличие от техники «умножения линий» рассматриваются в очерке 8 на примере ракоходного канона из «Музыкального приношения» И.С.Баха. Для этого необходимо записать нотный текст ориги­нала по-новому в виде двухголосия, где в верхнем голосе помес­тить прямой вариант первой половины канона. А в нижнем -ракоход его второй половины, (пример 21). При этом одного­лосная линия оказывается как бы сложенной вдвое. Такой спо­соб сокращённой записи используется и в ракоходном контра-

пункте, и в ракоходном каноне. В то время как «умножение ли­нии» свойственно только канону.

Дойдя до половины в «точке возврата», пути исполнителей рас­ходятся. В ракоходном контрапункте каждый из них играет свою же партию, но в обратном направлении, как в палиндроме. В рако­ходном каноне каждый из музыкантов переходит на соседнюю стро­ку, что больше напоминает лабиринт. Этот шифр воспринимается нагляднее в цифровом выражении, если пронумеровать такты:

 12 34 5678 9

18 17 16 15 14 13 12 11 10

 

Таким образом, в ракоходном каноне, в отличие от контра­пункта, всегда совершается обмен партиями, поэтому в каноне действует правило чётности (парности) голосов по формуле 2n, тогда как в контрапункте такое условие необязательно, и количе­ство голосов произвольно - n+1.

Различия между способами сокращённой записи ракоходных форм поясняет аналогия с интервалами, взятыми последователь­но или одновременно. Воспользовавшись ею, можно назвать «ме­лодическим» и «гармоническим» два рассматриваемых вида шиф­ров, с помощью которых записанной оказывается только полови­на музыкального произведения.

 

Исследователи музыки эпохи Возрождения и барокко не раз отмечали: «особые тайны и загадки прочтения нотной рукописи, нередко зашифрованные условными девизами» (78,190). Это об­стоятельство, на первый взгляд затрудняющее проникновение в композиторский замысел, только стимулировало жадный интерес учеников к «ухищрениям» их профессии. Непонятные для других, музыкальные или поэтические ребусы были захватывающе зани­мательными. Об их популярности может свидетельствовать наш собственный школьный опыт, из которого почерпнуто знание хотя бы одного палиндрома: державинского «Я иду с мечем судия» («Очерки бурсы» Н.Помяловского), фетовского «А роза упала на лапу Азора» («Золотой ключик» А.Толстого) или «Анна ми мата та ми манна» И.Величковского.

Образцы подобных загадок-шуток культивировала и продол­жает культивировать в основном университетская, бурсацкая и школярская среда, поэтому многие из них сохранились до нашего времени в трактатах по композиции и учебниках риторики, таких как «Парижская поэтика» И.Гарландского, «Мусикийская грам­матика» Н.Дилецкого, «Млеко от овцы пастыру належное» И.Ве­личковского вплоть до «Опытов по метрике и ритмике, по эвфо­нии и созвучиям, по строфике и формам» В.Брюсова и «Типоло­гии палиндрома» А.Бубнова.


Благодаря творческому любопытству, тяге к тайнам и, особен­но, загадочной форме нотной записи, мы обладаем сведениями о ракоходных канонах и контрапунктах Г.де Машо, И.С.Баха и его сына, зеркально-ракоходной оксфордской «штучке» И. Гайдна или ребусе А. Шенберга.

С другой стороны гораздо меньшему числу музыкантов извес­тны такие же, но полностью выписанные технологические «хит­рости» в менуэтах Гайдна из фортепианной и скрипичной сонат, фуге in F П.Хиндемита из «Ludus tonalis» или фуге-палиндроме А.Костина. Парадоксы «широкой известности в узких кругах», свойственные внутрицеховым отношениям, подсказывают нам, что, если бы эти произведения были записаны в виде музыкаль­ных загадок-шифров - их бы знали все.

Процесс расшифровки нотного текста всегда представляет со­бой творческий акт, из-за неизбежно возникающих вариантов и интерпретаций. Композитор предполагает это и, выражаясь со­временным языком, специально рассчитывает на высокий «уро­вень допуска» к музыкальным секретам. Далеко не всем, а только знающим тонкости ремесла удаётся разгадать шифр Мастера. Тог­да обнаруживается и устанавливается истинная иерархия среди музыкантов (своеобразный «гамбургский счёт» по В.Шклов­скому). Иными словами, загадочные каноны в подавляющем боль­шинстве рассчитаны на особые чувства избранности, профессио­нальной гордости и интеллектуального любопытства, пробужда­емые в учениках и коллегах.

Возможно, поэтому композиторы часто изображаются на пор­третах с листком в руках, на котором записана реальная музы­кальная загадка: от «Портрета музыканта» (Франкино Гаффурио) кисти Леонардо да Винчи до С.Каприкорнуса, С.Шейдта и само­го И.С.Баха, (стройным шестиголосным каноном).

Загадочный канон на портретах предстаёт символом профес­сии и, одновременно, вензелем - ещё одним забытым значением шифра: «переплетением в виде узора начальных букв имени и фа-милии»(139, 348).


В этом контексте загадочный канон как шифр воспринимается в качестве подписи-автографа. Отметим, что нередко композито­ры, поэты и художники избирают ракоходные формы для того, чтобы «расписаться» в Вечности и не только на портретах. На­пример, Моцарт иногда подписывался Трацом, Тулуз-Лотрек -псевдонимом Трекло, современный композитор из США Джона­тан Крамер - Ремарк, И. Величковский завершил сборник «Мле­ко от овцы пастыру належное» сложной ракоходной анаграммой с намёком на это в первой строке:

 

НАстрОЙ навспак цинобру. Если угадаеш,

ГоршИЙ Кто з Сих? ВОлК ЧИ ЛЕВ?

То мене познаеш.».(26,86).

 

Укажем также на два портрета композиторов-современников С. Шейдта (1587-1654) и И. Штадена (1581-1634), на которых по­мещены особые музыкальные загадки. На первом изображен зер­кальный канон, ставший основой полифонического цикла «Tabulatura nova», в том числе и двух ракоходных номеров. Пор­трет украшает титульный лист сочинения.


На второй гравюре глава нюрнбергской композиторской шко­лы И. Штаден кончиком пера указывает на возможность ракоход-ного варианта нотного текста (ключ и размер тоже изображены зеркально). (194)

Музыкальные знаки тайного смысла содержат не только порт­реты композиторов.

Что за произведение исполняет «Лютнист» Караваджо (Ми­кельанджело Меризи)? Зритель видит ноты в зеркально-рако-ходном виде, но если мысленно перевернуть их, то они окажутся мадригалом франко-фламандского композитора Якоба Арка-

дельта (ок. 1500-1568) «Вы знаете, что я вас люблю». Эти слова, как и музыка, обращены только к живописцу и избранным зри­телям, знающим этот шифр.

Суммируя содержание раздела, можно сделать следующие выводы:

1. Шифр в загадочных ракоходных канонах существует как со­
кращенная запись музыкальной миниатюры, наподобие знаков
репризы.

2.    Палиндромные формы в поэзии и музыке, бытовавшие в про­
фессиональной среде, играли заметную роль именно в учебном
процессе системы европейского образования. Они во многом спо­
собствовали формированию основополагающего принципа: раз­
влекая обучать. Этот принцип сохраняет своё значение и в наши
дни, побуждая нас искать новые приёмы, стимулирующие интерес
к предмету и пытливую любознательность студента.

3.    Ракоходные загадочные каноны, как и подобные им другие
музыкальные шифры, представляют собой шифрованные или ко­
дированные формы (или каналы) сохранения и передачи инфор­
мации, по каким-либо причинам неактуальной для времени, в ко­
тором живёт автор, но по его мнению полезной в будущем.

4.    В подобных «шутках гениев», миниатюрах-загадках реали­
зуется извечная в искусстве эстетика игры, безусловная потребность
интеллекта в упражнениях с целью совершенствования себя и дос­
тижения высшего мастерства. Современная «игра ума» воплоща­
ется в крупнейших произведениях литературы («Улисс» Дж. Джой­
са или «Хазарский словарь» М. Павича) и музыки А.Берга, А.Ве-
берна, К.Штокгаузена, Р.Щедрина, С.Губайдулиной, А.Шнитке,
сочинениях И.Стравинского, В.Лютославского), где ракоходно-
му движению и ракоходным формам отведена заметная роль.

5.    Загадочные каноны, в том числе и ракоходные, представля-­
ли на протяжении столетий своеобразные обучающие игры – пред-­
течи современных компьютерных игр. Зашифрованные модели
таких игр сберегли до нашего времени редкие формы палиндрома
и ракохода, превратившиеся в
XX веке в доминирующие техноло-­
гии литературы и искусства.

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей