ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

ТИПОЛОГИЯ РАКОХОДНОГО КАНОНА

 Ракоходный канон - самая распространённая в музыке форма ракоходного контрапункта. В большинстве примеров из художе­ственной практики встречается именно он. Причиной такого ком­позиторского предпочтения может оказаться то обстоятельство, что в полифонии канон с давних пор воспринимался как форма ыводимых голосов (в том числе и в возвратном виде) и только во вторую очередь как техника линий, то есть собственно контрапункт или вариант перестановки голосов.

Поэтому здесь сознательно не рассматриваются особенности ракоходных имитаций, чтобы не возникла путаница понятий ра­коходный канон и каноническая имитация в ракоходе. Уточним, что анализируемый в очерке тип ракоходных каноне относится к нулевому канону (по классификации Ю. Xолопова) «с одновремен-ным вступлением голосов (то есть с нулевым расстоянием во вре­мени» 148, 146).

Ракоходный канон представляет собой совокупность первона­чального и производного соединения ракоходного контрапункта, в котором в производном соединении голоса обмениваются свои­ми партиями. Этот обмен партиями и является характерным при­знаком ракоходного канона. Благодаря ему ракоходный канон имеет чётное количество голосов и особую сокращённую запись (два голоса в виде одноголосия , четыре в двухголосии и т.д.) и относит­ся к группе загадочных канонов типа «два в одном» или «восемь в четырёх». Запись эта позволяет зафиксировать двухголосный ка­нон в одной строке, иначе говоря, лежащая в основе ракоходного канона мелодическая линия может исполняться одновременно с двух сторон: от начала к концу и от конца к началу, как в следующем примере 54 из энциклопедии Джрова (194, т. 7,78)

:

Восстановление обычной записи или реальной партитуры про-исходит следующим образом и составляет три этапа:

- находим центр горизонтальной симметрии ракоходного ка-ноона - точку или «ось», делящую мелодическую линию на две рав-ные части (её высчитывают по формуле n/2, где -п- общее количе-ство тактов);

 - вторую половину одноголосной линии в возвратном виде под-писываем над/под первой половиной от середины к началу;  

- таким же способом, но начиная от середины к концу, перено­сим первую часть мелодииример 55.

 

ТИПОЛОГИЯ ДВУХГОЛОСНЫХ РАКОХОДНЫХ КАНОНОВ.

Удалось обнаружить два типа ракоходных канонов, суще­ствующих в музыкальной литературе.

К первому типу относятся ракоходные каноны, в которых го­лоса обменялись партиями, но остались на т о и же высоте. Таким образом, вторая часть такого ракоходного канона с о в п а дает по звучанию с производным соединением обычного ракоходного контрапункта. Разница заключается только в з а п и с и, что наглядно продемонстрировано в следующем примере при его сравнении с предыдущим. Пример 56.

К первому типу принадлежат ракоходные каноны Палестри-ны из 35-го «Магнификата», №20 Х.Изаака из «Констанцского хорала» и И.С.Баха из «Музыкального приношения». Для них характерны однотипные голоса (два тенора, как у Палестрины, или две скрипки или духовые, как у Баха, общий диапазон (амби-тус), внутрирегистровый обмен (в одном ключе). Чаще всего для достижения этих условий специально применяется метод перекре-щиваиия голосов, который, например, последовательно воплощён в рондо Г. де Машо (два верхних голоса, Пример 8). а также в цитированном выше нотном примере из Грова. Перекрещивание, безусловно, относится к «пережиткам прошлого» в голосоведение средневекового этапа развития полифонии, когда оно широко применялось, в то время как в более поздние эпохи перекрещива­ние избегалось и даже запрещалось. Таким образом, использова­ние этого приёма в ракоходном каноне свидетельствует о его «ре-ликтовости» и является косвенным признаком относительной древ­ности самого ракоходного канона.

Следует уточнить, что, хотя линии ракоходного канона зачас­тую и перекрещиваются, соответствующие друг другу интервалы

первоначального и производного соединений остаются н е и з м е нными. Это общее правило обратимого контрапункта действует

и в ракоходном каноне первого типа.

     Существует и иная разновидность ракоходного канона перво­го типа - без постоянного перекрещивания линий, вернее, оно со­вершается только однажды - в центральной точке канона в мо­мент обмена партиями: верхний голос переключается на партию нижнего, а нижний - верхнего. К таким образцам относится рако-- ходный канон И.С.Баха из «Музыкального приношения»: тт. 8-9. (пример 21), канон Ф. Марпурга, (пример 33).      В этой разновидности ракоходного канона оба голоса распо­лагаются в непосредственной близости один от другого, сохраняя регистровое и тембровое единство. Однако амбитус мелодической линии в этом случае несколько расширяется, он как бы взаимодо-полняется двумя разделами ракоходного канона, из которых один звучит чуть выше, а другой чуть ниже первого. Примеры 57, 58.

 Методические указания к сочинению такого примера можно формулировать так:

 - надо использовать движение «узкими» интервалами, рассто-рие между голосами не должно превышать октавы (в исключи-

тельных случаях децимы);

 - при сочинении сознательно ограничиваться диапазоном ка-кой-либо одной хоровой партии (сопрано или тенора), тогда пер-

вая и вторая половины ракоходного канона будут располагаться верхней и нижней частях одного диапазона.

В свободном письме и для инструментального состава амбитус

мелодической линии может быть значительно шире. Например, в ракоходном каноне «Учебника композиции» А.Андре - он предель-

ный для одного ключа и равен терцдециме или сексте через октаву (182.237). Пример 59

Ко второму типу ракоходного канона относятся образцы, не удовлетворяющие какому-нибудь из перечисленных выше усло­вий в отношении единства регистра, абмитуса и предельного ин­тервала.

Если расстояние между голосами больше октавы (децимы) или они записаны в разных ключах, то обязательно произойдёт не толь­ко обмен партиями, но и регистровая перестановка голосов. Следовательно, ракоходный канон из простого контра­пункта перемещается в сферу сложного вертикально-подвижного контрапункта. В результате образуется сочетание вертикально-подвижного и ракоходного контрапунктов или, иначе, ракоход­ный канон в 1 v, что и является признаком второго типа ракоходного канона.

Чтобы наглядно продемонстрировать способы трансформации ракоходного канона первого типа во второй, обратимся к уже цитированным примерам: пример 55 сравнить со следующим при­мером 60.


 Как видно, в нём сразу же «проявляются» ошибки и наруше­ния, обусловленные несоблюдением правил октавного контрапун­кта: квинта - кварта! Естественно, они не были предусмотрены заранее именно в этом образце, но если их вовремя учитывать в процессе сочинения, то в результате получится вполне приемле­мое соединение. Пример 58 сравнить с Примером 61.

 Сочетание ракоходного канона с вертикально-подвижным кон-трапунктом нарушает правило сохранения первоначального и производного интервалов одинаковыми, регулирующее систему обратимых контрапунктов и подчиняется действию вертикально-подвижных закономерностей, среди которых главное, - о б р а щ е н и е интервалов. Удалось обнаружить только один образец двух­голосного ракоходного канона второго типа, подтверждающий это правило, причём заимствован он из инструктивной литерату­ры - Гарвардского музыкального словаря В.Апеля) и содержит ещё одно исключительно редкостное для ракоходного контрапун-кта явление - задержание диссонанса (183,125). Пример 62.

Практический опыт свидетельствует, что для сочинения таких  сложных контрапунктических сочетаний окажется полезным ме­тод третьей строки, где последовательно выписывается и коррек­тируется будущее соединение.


утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей