ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
ТИПОЛОГИЯ РАКОХОДНОГО КАНОНА
Ракоходный канон - самая распространённая в музыке форма ракоходного контрапункта. В большинстве примеров из художественной практики встречается именно он. Причиной такого композиторского предпочтения может оказаться то обстоятельство, что в полифонии канон с давних пор воспринимался как форма -выводимых голосов (в том числе и в возвратном виде) и только во вторую очередь как техника линий, то есть собственно контрапункт или вариант перестановки голосов.
Поэтому здесь сознательно не рассматриваются особенности ракоходных имитаций, чтобы не возникла путаница понятий ракоходный канон и каноническая имитация в ракоходе. Уточним, что анализируемый в очерке тип ракоходных каноне относится к нулевому канону (по классификации Ю. Xолопова) «с одновремен-ным вступлением голосов (то есть с нулевым расстоянием во времени» 148, 146).
Ракоходный канон представляет собой совокупность первоначального и производного соединения ракоходного контрапункта, в котором в производном соединении голоса обмениваются своими партиями. Этот обмен партиями и является характерным признаком ракоходного канона. Благодаря ему ракоходный канон имеет чётное количество голосов и особую сокращённую запись (два голоса в виде одноголосия , четыре в двухголосии и т.д.) и относится к группе загадочных канонов типа «два в одном» или «восемь в четырёх». Запись эта позволяет зафиксировать двухголосный канон в одной строке, иначе говоря, лежащая в основе ракоходного канона мелодическая линия может исполняться одновременно с двух сторон: от начала к концу и от конца к началу, как в следующем примере 54 из энциклопедии Дж.Грова (194, т. 7,78)
:
Восстановление обычной записи или реальной партитуры про-исходит следующим образом и составляет три этапа:
- находим центр горизонтальной симметрии ракоходного ка-ноона - точку или «ось», делящую мелодическую линию на две рав-ные части (её высчитывают по формуле n/2, где -п- общее количе-ство тактов);
- вторую
половину одноголосной линии в возвратном виде под-писываем над/под первой половиной от середины к началу;
ТИПОЛОГИЯ ДВУХГОЛОСНЫХ РАКОХОДНЫХ КАНОНОВ.
Удалось обнаружить два типа ракоходных канонов, существующих в музыкальной литературе.
К первому типу относятся ракоходные каноны, в которых голоса обменялись партиями, но остались на т о и же высоте. Таким образом, вторая часть такого ракоходного канона с о в п а дает по звучанию с производным соединением обычного ракоходного контрапункта. Разница заключается только в з а п и с и, что наглядно продемонстрировано в следующем примере при его сравнении с предыдущим. Пример 56.
К первому типу принадлежат ракоходные каноны Палестри-ны из 35-го «Магнификата», №20 Х.Изаака из «Констанцского хорала» и И.С.Баха из «Музыкального приношения». Для них характерны однотипные голоса (два тенора, как у Палестрины, или две скрипки или духовые, как у Баха, общий диапазон (амби-тус), внутрирегистровый обмен (в одном ключе). Чаще всего для достижения этих условий специально применяется метод перекре-щиваиия голосов, который, например, последовательно воплощён в рондо Г. де Машо (два верхних голоса, Пример 8). а также в цитированном выше нотном примере из Грова. Перекрещивание, безусловно, относится к «пережиткам прошлого» в голосоведение средневекового этапа развития полифонии, когда оно широко применялось, в то время как в более поздние эпохи перекрещивание избегалось и даже запрещалось. Таким образом, использование этого приёма в ракоходном каноне свидетельствует о его «ре-ликтовости» и является косвенным признаком относительной древности самого ракоходного канона.
Следует уточнить, что, хотя линии ракоходного канона зачастую и перекрещиваются, соответствующие друг другу интервалы
первоначального и производного соединений остаются н е и з м е нными. Это общее правило обратимого контрапункта действует
и в ракоходном каноне первого типа.
Существует и иная разновидность ракоходного канона первого типа - без постоянного перекрещивания линий, вернее, оно совершается только однажды - в центральной точке канона в момент обмена партиями: верхний голос переключается на партию нижнего, а нижний - верхнего. К таким образцам относится рако-- ходный канон И.С.Баха из «Музыкального приношения»: тт. 8-9. (пример 21), канон Ф. Марпурга, (пример 33). В этой разновидности ракоходного канона оба голоса располагаются в непосредственной близости один от другого, сохраняя регистровое и тембровое единство. Однако амбитус мелодической линии в этом случае несколько расширяется, он как бы взаимодо-полняется двумя разделами ракоходного канона, из которых один звучит чуть выше, а другой чуть ниже первого. Примеры 57, 58.
Методические указания к сочинению такого примера можно формулировать так:
- надо использовать движение «узкими» интервалами, рассто-рие между голосами не должно превышать октавы (в исключи-
тельных случаях децимы);
- при сочинении сознательно ограничиваться диапазоном ка-кой-либо одной хоровой партии (сопрано или тенора), тогда пер-
вая и вторая половины ракоходного канона будут располагаться верхней и нижней частях одного диапазона.
В свободном письме и для инструментального состава амбитус
мелодической линии может быть значительно шире. Например, в ракоходном каноне «Учебника композиции» А.Андре - он предель-
ный для одного ключа и равен терцдециме или сексте через октаву (182.237). Пример 59
Ко второму типу ракоходного канона относятся образцы, не удовлетворяющие какому-нибудь из перечисленных выше условий в отношении единства регистра, абмитуса и предельного интервала.
Если расстояние между голосами больше октавы (децимы) или они записаны в разных ключах, то обязательно произойдёт не только обмен партиями, но и регистровая перестановка голосов. Следовательно, ракоходный канон из простого контрапункта перемещается в сферу сложного вертикально-подвижного контрапункта. В результате образуется сочетание вертикально-подвижного и ракоходного контрапунктов или, иначе, ракоходный канон в 1 v, что и является признаком второго типа ракоходного канона.
Чтобы наглядно продемонстрировать способы трансформации ракоходного канона первого типа во второй, обратимся к уже цитированным примерам: пример 55 сравнить со следующим примером 60.
Сочетание ракоходного канона с вертикально-подвижным кон-трапунктом нарушает правило сохранения первоначального и производного интервалов одинаковыми, регулирующее систему обратимых контрапунктов и подчиняется действию вертикально-подвижных закономерностей, среди которых главное, - о б р а щ е н и е интервалов. Удалось обнаружить только один образец двухголосного ракоходного канона второго типа, подтверждающий это правило, причём заимствован он из инструктивной литературы - Гарвардского музыкального словаря В.Апеля) и содержит ещё одно исключительно редкостное для ракоходного контрапун-кта явление - задержание диссонанса (183,125). Пример 62.
Практический опыт свидетельствует, что для сочинения таких сложных контрапунктических сочетаний окажется полезным метод третьей строки, где последовательно выписывается и корректируется будущее соединение.