ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

МЕТОДИКА СОЧИНЕНИЯ ДВУХГОЛОСНОГО РАКОХОДНОГО КОНТРАПУНКТА.

Изложенные в предыдущих разделах общие принципы орга­низации мелодических линий (звуковысотные и ритмические) в сочетании с вертикальными закономерностями (особенностями употребления диссонансов на слабом времени), - дают довольно полное представление о специфике ракоходного контрапункта и об ограничениях, налагаемых на первоначальное соединение. Если внимательно выполнять все условия, придерживаясь этих правил, то в результате получится вполне приемлемое соединение рако­ходного контрапункта.

Методику сочинения двухголосного ракоходного контрапун­кта было бы целесообразно рассмотреть наряде примеров, избрав первым из них танеевский из «Варианта вступления к «Подвиж­ному контрапункту строгого письма» (133, 44): С.Танееву безус­ловно принадлежит приоритет сочинения первого инструктивно­го образца двухголосного ракоходного контрапункта в отечествен­ном музыкознании.*

Пример 53

С.Танеев смоделировал в этом примере строгий стиль, подтвер­ждением чему служит верхний голос «б». В нём звучит тема, зна­комая нам по финалу моцартовского «Юпитера» и его струнного квартета (до этого она встречается в «Хорошо темперированном клавире» Баха (II, 9, Е), в Ричеркаре IV И.Фробергера, но ранее всего у Ж.Депре в Criste из мессы «Pange lingva», 1539). С.Танеев, по-видимому, бессознательно ввёл цитату в свой контрапункт как олицетворение строгого стиля, иначе он бы указал её источник.

* - Одноголосная ракоходная мелодия впервые сочинена Н.Дилецким и в ка­честве примера помещена им в «Идее грамматики мусикийской»

Рассматривая этот пример, мы замечаем, что С.Танеев предус-мотрительно не использовал ни одного диссонанса (даже прохо-дящих и вспомогательных), ограничившись чередованием совер­шённых и несовершенных консонансов. Выделим дважды повто­рную интервальную последовательность: квинта, секста, терция во 2-3 тт. и 4-5 тт. Единственное подобие вспомогательного дви­жения в верхней мелодической линии на грани 2-3 тт. «гармонизо-вано» параллельными секстами.

Горизонтально-ритмическая сторона контрапункта выражена с помощью ритмической индивидуальности обоих голосов: верх-ний отличается большей ритмической дифференциацией длитель-ностей - целые, половинные и четверти, нижний движется только целыми нотами, наподобие кантуса-фирмуса. Таков этот пример консонантного ракоходного контрапункта. К нему же можно от-нести инструктивный образец ракоходного двухголосия из Таб-дицы XIII «Трактата о фуге» Ф.Марпурга - фигуры 2 и 3. (См. примерЗ!).

В нём наблюдаются только два небольших отступления от кон-сонантности: как бы вспомогательные кварты «ре» и «соль» в ниж-нем голосе т. 1 и т.2 и нона, проходящая в верхнем голосе после­днего такта. Всё остальное пространство заполнено движением несовершенных консонансов, в том числе параллельным (децимы 3-4 тт.), что не совсем характерно для двухголосного контрапунк-та, так как нивелирует контраст линий. Отметим также «зеркаль-ность» элементов, составляющих обе линии, отсюда и странные скачковые вспомогательные кварты в т. 1 и т. 2, дополняющие двухголосие до секстаккорда.

 Практические рекомендации к сочинению ракоходного кон­трапункта.

Первый способ - Основным правилом ракоходного контрапун-кта является точное сохранение величины интервалов первоначаль­ного и производного соединений, но обязательно изменение их мет-рического местоположения на противоположное (относительно оси симметрии или тактовой черты). Следовательно, исходя из этoгo, необходимо мысленно разделить каждый такт строго по­полам (карандашом можно провести пунктирную вертикальную осьь) и корректировать любое вертикальное и горизонтальное дви-жение голосов с точки зрения сильных и слабых долей такта. Силь­ную изначально представлять слабой и наоборот.  

Следует обратить особое внимание на грани тактов и границы доолей в такте при косвенном движении, когда один из голосов дви-жется, а другой остаётся на месте. Тогда первая нота по движению голоса станет последней, а последняя - первой (как в Библии). Надо очень чётко контролировать образующиеся интервалы и ритми­ческие фигуры:

На грани тактов в вертикали предпочтительнее употреблять противоположное или параллельное движение несовершенными консонансами: терциями, секстами, децимами:


Второй способ сочинения ракоходного контрапункта основан на одном из приёмов его исполнения - от краёв к центру. Сочинив первый такт, перенести его в возвратном виде в такт последний, затем второй такт в предпоследний такт, произведя над ним та­кую же операцию и т.д.

Третий способ сочинения ракоходного контрапункта в наи­большей степени отвечает его наименованию. При нём сочинение двухголосия надо начать сразу же с конца, с последнего такта, дви­гаясь справа налево нотной строки, тогда все трудности ракоход­ного контрапункта будут вовремя предусмотрены и преодолены.* Двигаясь противоположно привычному для нас направлению, мы по-новому увидим и вертикальное соотношение голосов и метро­ритмическую организацию двухголосия.

В прошлом, запись ракоходного контрапункта обычно была представлена только первоначальным соединением, то есть сокра­щенной вдвое. Для обозначения ракоходного варианта производ­ного соединения в конце нотной строки ставился ключ в зеркаль-ном отражении

особые ключевые слова или фразы над

строкой (типа cancriza, ronet).

Подсказкой служило нетипичное расположение крупных дли­тельностей не в начале такта, а в его центре, или зеркально повёр­нутые штили мелких, а также продольное начертание четвертных пауз. Такую запись можно обнаружить как в старинном «Тракта­те о фуге» Ф.Марпурга, так и в XX веке у А.Шёнберга в его RI каноне для струнного квартета, (см. пример 65).

* - Таким способом (от конца к началу, от последней ноты к первой) сво­дят в партитуры разрозненные партии хоровых произведений (месс, кон­цертов и др. рукописей старинной музыки XV-XVH вв.)

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей