ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАКОХОДНОГО КОНТРАПУНКТА.
Вертикальные закономерности ракоходного контрапункта предопределяются делением интервалов на консонансы и диссонансы. Их применение диктуется стилевыми нормами той или иной эпохи в полифонии. Так в исторический период, предшествующий строгому стилю, в примерах на ракоход встречаются параллельные квинты, скрытые квинты и октавы, неприготовленные задержания септимы и пр. (у Г. де Машо, Пример 8). В строгом стиле Регламентация ужесточается до отточенных норм «идеального стиля» Палестрины (35-й Магнификат, Пример 15). В свободном стиле вновь разрешаются значительные «вольности» в использо-
вании диссонансов (Бах, ракоходный канон из «Музыкального приношения», Пример 21), зато ограничения распространяются на движение аккордов и их сочетание, исходя из функциональной логики классической гармонии (Гайдн, ракоходные менуэты из ля мажорных фортепианной и скрипичной сонат, Пример 25).
Консонансы в ракоходном контрапункте применяются согласно общепринятым правилам простого контрапункта. Совершенные консонансы избегаются при параллельном движении (квинты, октавы) и прямом - скрытые. Но существует и небольшая «тонкость» в использовании совершенных консонансов на последней слабой доле такта, вытекающая из специфики ракоходного принципа: если в нотном примере на слабых долях преобладают совершенные консонансы, то в производном соединении они окажутся на сильном времени, что в значительной мере изменит характер звучания, и злоупотребление ими будет отчетливо слышно.
Несовершенные консонансы применяются свободно. Ограничения длительного параллельного движения как нивелирующего контраст голосов в художественной практике не всегда соблюдается & хоре Гайдна «Твой голос, о Гармония, божествен» две партии движутся параллельными терциями, представляя, по сути, одну утолщенную линию, а третий - контрапункт к ней (пример 24).
Диссонансы в ракоходном контрапункте используются редко, как правило, в виде проходящих и вспомогательных, и чрезвычайно редко в качестве задержаний (только начиная со свободного стиля). Запрещение приготовленных задержаний в строгом стиле связано с особыми ритмическими условиями их применения: приготовление на слабом времени, задержание на сильном, разрешение на слабом (или относительно сильном) времени. В ракоходном контрапункте эти условия зеркально меняются, и результат производного соединения может быть слишком революционным для конкретной стилевой системы, в частности строгого письма
Поэтому трактаты по композиции и учебники полифонии сохранили предубеждение против задержаний в ракоходном контрапункте на долгое время, вплоть до конца XIX века. В «Курсе контрапункта и фуги...» З.Дена предписывается «Осторожно использовать диссонансы и только в поступенном движении» (188, 48).
Как видно, он не представлял себе применение диссонансов, кро-ме как в виде проходящих.
Однако, если внимательно подойти к изучению этой пробле-мы- употреблению задержаний в ракоходном контрапункте, -можно обнаружить способы правильного использования задер-жания диссонансов даже в строгом письме. Исходя из закономер-ностей зеркальной билатеральной симметрии попробуем отыскать в техническом арсенале контрапункта зеркальную проекцию задержанию. Действительно, в полифонии существует приём, зер-кальный приготовленному задержанию, - предъём. Применяя его в сочетании с некоторыми обязательными ритмическими условиями, можно удовлетворительно решить эту задачу. Условия эти следующие:
- длительность «задерживаемого» звука должна быть меньше, чем приготовление минимум в два раза;
-
не связывать лигой задерживаемую ноту с предыдущей, так
как
нарушится правило соединения нот лигами (равных или боль
шей
с меньшей);
-
разрешение задержания должно быть оформлено ритмически
как
синкопа или проходящая нота
Естественно предположить, что в свободном стиле, где требования к использованию задержаний несколько упростились (появилась возможность выбора направления разрешения вниз или вверх, а также новый вид - неприготовленное задержание), в образцах ракоходного контрапункта мы сможем найти больше задержаний. Но инерция мышления в педагогической практике надолго продлила запрет на задержания - ни в одном из существующих учебников XVIII-XIX вв. нет ракоходного примера с задержанием. Тем самым, возможно, надолго затормозилась реализация ракоходного принципа, ему пришлось дожидаться, пока произойдет общая эмансипация диссонанса в музыке XX века.
Это суждение верно за исключением одного блистательного образца ракоходного канона Баха из «Музыкального приношения», что ещё раз напоминает аксиому: исключение подтверждает правило. Помимо проходящих кварт и тритонов, опеваний с тритонами и септимами, Бах трижды на сильном времени применил
неприготовленное задержание секунды с восходящим разрешением. Однако это только первый «план» голосоведения. На втором, глубинном «плане», принимая во внимание скрытое многоголосие, метроритмические и прочие условия, - отчетливо слышится приготовленное задержание секунды в нижнем голосе на первой сильной доле. Пример 51
.
В целом же следует особо подчеркнуть, что все диссонансы этого ракоходного канона, в том числе и неприготовленные задержания, всё же связаны с энергией поступенного проходящего движения, что и предписано учебниками полифонии.
Применение проходящих диссонансов в ракоходном контрапункте тоже ограничено рядом метроритмических условий. Разрешается их использование на всех слабых долях такта кроме последней: третья доля в нечётных (трехдольных) и четвертая - в чётных (четырёхдольных) исключаются, так как в производном соединении становятся первой.
Вспомогательные диссонансы в ракоходном контрапункте подчиняются тем же условиям, что и проходящие, то есть правилу исключения их на последней слабой доле.
Практическим выводом из этого может служить следующая рекомендация: употребление проходящих и вспомогательных диссонансов в ракоходном контрапункте лучше всего осуществлять внутри одной метрической единицы такта. Если же они расположены между соседними долями такта, то категорически исключается последняя слабая доля.
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей