В.Кандинский
О
"Великой Утопии"
(1920 )
***
Искусство всегда идет впереди всех других областей духовной жизни. Эта первенствующая
роль в создании нематериальных благ естественно вытекает из большей сравнительно
с другими областями необходимой искусству интуиции. Искусство, рождая нематериальные
последствия, беспрерывно увеличивает запас нематериальных ценностей. А так
как из нематериального рождается и материальное, то со временем из искусства
истекают свободно и неуклонно материальные ценности и феномены. Вчера безумная
"идея" становится сегодня действенной, а завтра из нее выливается реально-материальное.
***
С небольшим десять лет тому назад мне невольно довелось вызвать взрыв негодования
среди группы радикальных в то время молодых художников и теоретиков искусства
утверждением, что скоро "не будет границ между странами". Это было в Германии,
и возмущенные "анархистской идеей" художники и ученые были немцы. Это было
время частью естественного, частью искусственного культивирования немецкого
национального чувства вообще и в искусстве в частности.
За последние годы границы между странами не только не стерлись, но получили
крепость, силу и непреодолимость, не наблюдавшуюся, может быть, со средних
веков. Но эти непреодолимые границы в то же время менялись беспрерывно в зависимости
от движения войск друг на друга. А это беспримерно беспокойное метание непреодолимых
границ с одной стороны еще более их укрепляло, а с другой одновременно ослабляло.
Разобщенные народы скапливали свои стремления в невольной тайне друг от друга
— с тем большим упорством, с чем большею силою сдерживался границами их переход
из страны в страну.
И все же можно было с уверенностью сказать, что скопляемые в отдельных странах
различные стремления духовного свойства окажутся в свое время не только родственными,
но и выросшими из подпочвенных корней одной необходимости, для силы и ясности
которой упорство материальных преград служило одним из важнейших благоприятных
условий.
***
Русские художники, принадлежащие к русскому народу, носителю космополитической
идеи, первые при первой возможности обратились к западу с призывом к совместной
работе в новых условиях, истекших из международного кризиса, цель которого
была, казалось, так далека от искусства и так чужда его интересам.
И то, чего не мог дать искусству мир, дала ему война. Так видимая цель скрывает
до определенного часа невидимое последствие. Стремление к материальному рождает
нематериальное. Враждебное претворяется в дружественное. Наибольший минус
оказывается наибольшим плюсом.
***
То, что до сегодня удалось ответить "Западу" на призыв "Востока", известно
читателю из помещенной в этом же номере статьи "Шаги Отдела Изобр[азительных]
Искусств в международной художественной политике". Но русские художники в
своем воззвании писали о желательности международного конгресса искусства.
Нужно думать, что скоро в этом отношении будут предприняты активные шаги и
реальные меры к осуществлению первого всемирного конгресса искусства в беспримерном
масштабе.
Мне кажется, что перед этим конгрессом должна быть поставлена тема реального,
хотя бы и утопического характера. Без сомнения, одним из самых крупных и по
внутреннему, и по внешнему значению вопросов искусства является вопрос о формах,
приемах, размерах, возможностях, достигнутых и подлежащих достижению в монументальном
искусстве.
Естественно, что вопросы этого характера не могут быть разрешены конгрессом
только живописцев или конгрессом художников всех трёх родов искусства, которым
удалось, наконец, только что найти общие темы и задачи, т.-е. конгрессом живописцев,
скульпторов и архитекторов.
К указанному вопросу должны быть привлечены деятели всех искусств. Тут должны
быть мобилизованы, кроме трех указанных родов искусств, и все остальные: музыка,
танец, литература, в широком смысле и в частности поэзия, а также театральные
артисты всех родов театра, куда должны быть отнесены и маленькие сцены, варьете
и т. д. до цирка включительно. Пусть эта на первый взгляд, может быть, и утопическая
идея выйдет из рядов живописцев, с которыми только, пожалуй, музыканты могут
конкурировать в безудержном стремлении к открытию новых, неведомых стран в
искусстве.
Реальное сотрудничество всех родов искусства над одной реальной задачей есть
единственная форма проверки: 1) того, насколько идея монументального искусства
созрела как в потенции, так и в конкретной форме, 2) того, насколько родственны
между собою идеи такого искусства у разных народов, 3) того, насколько подготовлены
к такому истинно коллективному творчеству разные области искусства (живопись,
скульптура, архитектура, музыка, танец), 4) того, насколько одинаковым языком
будут говорить на эту важнейшую тему докладчики разных стран и разных искусств,
5) того, насколько далеко может быть достигнуто осуществление реальное этой
еще молодой идеи.
Бэр пишет в сообщении своем Коллегии Отдела Изобразит[ельных] Искусств, что
многим возложенным на него задачам мешает значительная разобщенность немецких
художественных сил. Эта "разобщенность" есть хронический недуг не только немецких
художественных сил, но в ней до сих пор была главная общность всех художественных
сил всего художественного мира земного шара.
Думается, что конгресс будет героическим целебным средством, которое приведет
к болезненному кризису небывалой силы. После этого кризиса отпадут больные
недугом разобщенности элементы, а оставшиеся здоровыми сольются с небывалой
силой взаимного притяжения.
Конгресс с реальной задачей именно утопического характера будет не только
проверкой указанных пунктов, но он же явится пробным камнем внутренней ценности
художественных сил в одном из крупнейших вопросов искусства.
И, наконец, здесь должен будет заговорить и заговорит на одну и ту же тему
живописец с музыкантом, скульптор с танцовщиком, архитектор с драматургом
и т. д., и т. д.
Самые неожиданные взаимопонимания, неожиданные разговоры на разных языках,
передовых живописцев с так отсталыми театральными артистами, ясность и сумбурность,
гремящие столкновения идей,— все это будет таким потрясением привычных форм,
делений и перегородок между отдельными искусствами и внутри отдельных искусств,
что от беспримерного напора, давления и взрыва разорвутся сферы обыденного
и откроются дали, которым сейчас нет даже имени.
***
Такой темой для первого конгресса деятелей всех искусств всех стран могла
бы быть постройка всемирного здания искусств и разработка его конструктивных
планов. Это здание должно было бы быть обдуманным всеми родами искусств, так
как оно должно быть приспособлено для всех родов искусств, как существующих
реально, так и тех, о которых мечталось и мечтается в тиши, пока — без надежды
на реальное осуществление этих мечтаний. Пусть бы это здание стало всемирным
зданием утопии. Я думаю, что не один я был бы счастлив, если бы ему дано было
и имя "Великой Утопии".
Пусть бы это здание отличалось гибкостью и подвижностью, способною дать в
себе место не только сейчас живущему, хотя бы и в мечтах, но и тому, первая
мечта о чем родится лишь завтра.
______________
Кандинский В. О "Великой утопии" // Художественная жизнь. Бюллетени Художественной
Секции Народного Комиссариата по просвещению. 1920. № 2. С.2-4.
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей