синтез искусств

 

 

Бетти Эдвардс

Откройте в себе художника

 

Глава 4

Переход: опыт переключения

слева направо

 

Постижение Л—П-перехода

 

Упражнение с перевернутым рисованием продвинуло вас вперед в двух отношениях. Во-первых, вы теперь осознанно помните, что вы чувствовали после того, как осуществили переключение сознания из Л-режима в П-режим. Качество состояния сознания в П-режиме отличается от Л-режима. Любой человек может обнаружить эти различия и научиться замечать переход из одного состояния сознания в другое. Странным образом сам момент перехода из одного состояния сознания в другое всегда остается неосознанным.

Например, вы можете осознавать, что бодрствуете, а затем обнаруживать себя в состоянии мечтательности, но момент перехода от одного состояния к другому ускользает от вас. Точно так же момент перехода из Л-состояния в П-состояние ускользает от сознания, но как только вы осуществили этот переход, отличие этих двух состояний становится вполне постижимым. Это постижение поможет установить сознательный контроль над переключением режимов, в чем и состоит главная цель этих уроков.

Во-вторых, 6лагодаря этому упражнению вы осознали, что переход в П-режим позволяет вам научиться художественному восприятию и, следовательно, научиться рисовать то, что вы воспринимаете.

“Я предположил, что Человеческое Существо спосо6но переживать различные физические состояния и разные уровни сознания, а именно:

а) обычное состояние 6ез осознания присутствия Эльфов;

b) “сверхъестественное” состояние, в котором, наряду с осознанием реального окружения, также осознается присутствие Эльфов;

с) форма транса, в которой отсутствует осознание реального окружения, а кажущийся спящим человек (то есть его нематериальная сущность) в мыслях перемещается в другие места реального мира или в Сказочную страну и осознает присутствие Эльфов”.

Льюис Кэрролл

Предисловие к “Сильвии и Бруно”

увеличить картинку

Льюис Кэрролл

Ясно, что мы не всегда можем переворачивать вещи вверх ногами. Ваши модели не будут стоять на голове, позируя для вас, да и пейзаж не станет ради вас переворачиваться вверх ногами или выворачиваться наизнанку. Наша цель, таким образом, состоит в том, чтобы научиться осуществлять переключение сознания при восприятии вещей в их нормальном положении. Ключевой момент художественного восприятия состоит в том, чтобы направлять все внимание на визуальную информацию, которую левое полушарие не может или не желает обрабатывать. Другими словами, вы должны стараться загружать свой мозг работой, от которой отказывается левое полушарие, тем самым позволяя правому полушарию воспользоваться своей способностью к рисованию. Упражнения, приводимые в следующих главах, покажут вам некоторые способы, как этого добиться.

 

“Я знаю совершенно точно, что только тогда наступают счастливые мгновения, когда мне удается с головой погрузиться в свою ра6оту. Живописец-поэт чувствует, что его неизменная истинная сущность происходит из того невидимого царства, которое являет собой образ вечной реальности... Я ощущаю, что не я существую во времени, а время существует во мне. Я могу также понять, что мне не дано найти абсолютное решение тайны искусства. Тем не менее, я почти уверен, что вот-вот ухвачу руками божественное”.

Карло Карра “Квадрант духа”

Обзор основных черт П-режима

Не повредит еще раз вспомнить, какими ощущениями сопровождается П-режим. Мысленно вернемся назад. Вы осуществляли переключение уже несколько раз: когда выполняли рисунки ваз-лиц и сейчас, когда рисовали Стравинского.

Вы заметили, что, находясь в состоянии П-режима, не осознавали хода времени — долго ли, коротко ли занимались рисованием, — пока по завершении работы не взглянули на часы? Вы заметили, что не слышали того, что говорили люди, находившиеся поблизости, — что вы, на самом деле, не хотели ничего слышать? Вы, возможно, слышали звуки, по не пытались постичь смысл того, что говорилось. И заметили ли вы, что ощущали себя в полном сознании в то же время были полностью расслаблены — были уверены в себе, увлечены, поглощены рисованием, сохраняя ясность мыслей?

Большинство моих студентов характеризуют состояние П-режима именно этими словами, что совпадает с моим собственным опытом и, насколько мне известно, опытом других художников. Один художник сказал мне: “Когда я работаю действительно на подъеме, это не похоже ни на что другое, что мне доводилось испытывать. Я чувствую себя заодно со своей работой: живописец и живопись становятся одним целым. Я возбужден, по спокоен, взволнован, но полон самообладания. Это не просто счастье, это скорее блаженство. Я думаю, именно это побуждает меня вновь и вновь возвращаться к живописи и рисованию”.

Пребывание в П-режиме действительно доставляет удовольствие, и в этом режиме вы сможете хорошо рисовать. Но есть и еще одно дополнительное преимущество: переход в П-режим освобождает вас на время от доминирования вербально-символического Л-режима, что приносит долгожданное облегчение. Удовольствие может проистекать от того, что левое полушарие отдыхает, перестает щебетать, хранит молчание на время переключения. Этим стремлением к успокоению Л-режима могут отчасти объясняться такие вековые дисциплины, как медитация и произвольное погружение в измененные состояния сознания, достигаемые с помощью поста, наркотиков, религиозных песнопений и алкоголя. Рисование в П-режиме вызывает измененное состояние сознания, которое может длиться часами, принося значительное удовлетворение.

Прежде, чем читать далее, выполните еще хотя бы два перевернутых рисунка. Воспользуйтесь репродукцией на рис. 4-12 либо подыщите для копирования любой другой линейный рисунок. Всякий раз, когда вы рисуете, старайтесь осознанно ощутить переход в П-режим, чтобы привыкнуть к пребыванию в этом состоянии.

“Освободить ум от всяких мыслей и наполнить его духом более великим, чем ты сам, означает простереть его в царство, недоступное обычным мыслительным процессам”.

Эдвард Хилл “Язык рисунка”

 

увеличить картинку

Рис. 4-12. Придворный карлик (ок. 1535 г.). Воспроизводится с разрешения Художественного музея Фогга, Гарвардский университет, фонд Э. Шредера и Коберна.

Вспомним свой детский опыт рисования

В следующей главе мы рассмотрим, как происходило развитие ваших художественных способностей в детстве. Последовательность развития художественных навыков у детей связана с изменениями, обусловленными развитием их мозга.

На ранних стадиях в полушариях мозга младенцев отсутствует специализация по отдельным функциям. Латерализация — закрепление определенных функций за тем или иным полушарием — развивается постепенно на протяжении детства, параллельно с развитием речевых навыков и освоением символов детского изобразительного искусства.

Латерализация обычно завершается к десятилетнему возрасту, и это совпадает с периодом возникновения конфликта в детском искусстве, который проявляется в том, что система символов,

по-видимому, подавляет восприятие и мешает точному воспроизведению в рисунке наблюдаемых объектов. Можно предположить, что конфликт возникает потому, что дети используют “не то” полушарие — левое — для выполнения задач, более подходящих правому полушарию. Возможно, они просто не могут самостоятельно найти доступ к правому полушарию, которое примерно к десяти годам окончательно специализируется на рисовании. Дело усугубляется тем, что к десяти годам вербальное левое полушарие становится доминантным, подавляя пространственно-целостное восприятие ярлыками и символами.

Вспомнить свои детские рисунки важно по нескольким причинам: чтобы взглянуть глазами взрослого человека на то, как формировался начиная с самого раннего возраста ваш набор символов для рисования; чтобы вновь пережить нарастающую с возрастом сложность ваших рисунков; чтобы вспомнить несоответствие между вашим восприятием и умением рисовать; чтобы взглянуть на свои детские рисунки менее критическим взором, чем вы это делали в то время; и, наконец, чтобы отказаться от своей детской системы символов и продвигаться к овладению взрослым уровнем изобразительного искусства, используя для рисования соответствующий режим — правомозговой.

 

Продолжение следует

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей