100 % пепел

ashtray - книги статьи

ВОЛШЕБНЫЕ ИГРЫ СЛОВ


Изобретатель слов Сергей Федин написал замечательную книжку, где описал огромное количество литературных фокусов и волшебных словесных превращений. Книжка, хоть и написана легко и просто, на самом деле совсем не так проста... Чтобы понять, о чем в ней речь, пожалуй, лучше сразу посмотреть на одну из иллюстраций:


Это так называемый "листовертень". Смысл слов открывается только если сначала прочитать их обычным образом, а потом перевернуть вверх ногами. Подозреваю, что у посетителей аштрея нет желания переворачивать монитор, поэтому сразу даю перевернутое изображение:

Любопытно, не правда ли? Таких фокусов - и фокусов еще более интересных - в книжке Сергея Федина полным-полно. Сама книжка нелинейная - в ней перемежаются, как в гофмановской повести про кота Мурра, слои для читателей-детей и для читателей-взрослых. Можно читать подряд, или читать только "свой" слой. Детские игры самым гармоничным образом скрещены с виртуозной техникой словесных превращений для взрослых филологов. Одни и те же фокусы со словами - и в детском, и во взрослом вариантах - позволяют превратить муху в слона, воду в вино, рисовать стихами или создавать диковинные шифрованные надписи.
Книжка поистине энциклопедична. Чего только в ней нет! Начиная с детских игр - шарад, "балды", "виселицы".... и заканчивая настоящими открытиями для эстетов. Там есть: цепочки слов (именно благодаря им можно превратить "воду" в "вино"). Бесконечные стихотворения (вроде стиха "у попа была собака..."). Звуковые фокусы со словами - кругозвучия ( превращения наподобие вот этих: "мышкамышкамышкамышкамышкамышкамыш"…или "говорюговорюговорюговорюга"....) Знакомые палиндромы в книжке Федина принимают хулиганские формы (например, фраза " я ударю дядю тетю радуя", которая, если читать ее наоборот, звучит как "я ударю тетю дядю радуя") или совсем уже поражающие воображение формы циклических или концентрических палиндромов.

..

циклические палиндромы (читаются по кругу)

концентрический палиндром

Акростихи в книге предстают как совершенно нечеловеческие объекты поэта Загорянского, которые читаются сразу во всех направлениях и напоминают кадры из фильма "Матрица" (представьте, если бы эти буквы еще и двигались!..)

суперакростих поэта Загорянского

Лично для меня в книге чуть ли не самым интересным был раздел "Игры с почерком". Именно в нем содержится глава о листовертнях. Кстати, эпиграф к этой главе примечателен - "Счастлив, кто падает вниз головой, - / Мир для него хоть на миг, а иной"... Вот еще один его пример листовертня (слева- вид обычный, справа - вверх ногами):

вверх ногами это:

А еще:

а вверх ногами это:

Кроме листовертней, представлены двоевзоры - на первый взгляд читается одно, на второй - уже другое, причем даже без переворачиваний. А также зеркальные тексты - то, что можно прочитать с помощью зеркала.

если приставить зеркало, получается: "kiss me dearest"

если приставить зеркало, получается: "за товар"

Есть и руководство для настоящих шерлоков холмсов - глава об ортогоналах. Это слова, которые читаются по двум взаимно перпендикулярным направлениям: сначала прямо, а потом при повороте текста на 90 градусов. Например, вот так:

при повороте на 90 градусов получается: "дух"

Еще один ортогонал - специальным образом написанное "USA" при повороте образует "СССР"....

Фокусы и превращения из книжки можно описывать долго. Перечисленное вовсе не исчерпывает ее содержания. Читателю предстоит в ней сделать еще великое множество удивительных открытий... Советую обязательно ее разыскать!

-- Сергей Федин. Лучшие игры со словами. - Изд-во Айрис-пресс. Рольф., М., 2001, - 256 стр.

Ash

Переход к курсу экспериментальной и комбинаторной литературы Татьяны Бонч-Осмоловской

или к книге Сто тысяч миллиардов стихотворений

или к графическим стихам Андрея Вознесенского

Или к Бетти Эдвардс, которая тоже занималась художественной стороной человеческого почерка - но не как литератор, а как художник.

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей