Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

статьи

КАП-КАП.  

МУЗЫКА НА ВОДЕ

 

О воде писали Лао-Цзы, Аполлинер, Бродский.

Гендель и Кабаков в разное время и разными средствами создавали Музыку на воде.

Ежегодный ДОМашний фестиваль, названный в честь воображаемого теннисного кубка (Orion Cup), в 2004 году был перенесен на воду. Так родился Орион Кап Кап (cupcup) – многосоставное название, отличающее столь же многосоставное мероприятие. Искусство сочетаний – вот метод, применив который можно было насладиться происходившим в полной мере.  

СКВОЗЬ ВОДУ

7 июня, ближе к десяти часам вечера, мы сидели в сгущающейся темноте на деревянных мостках на Клязьминском водохранилище и слушали музыку -  ее играли в некотором отдалении от берега, и мы выбрали наиболее правильную точку, так как музыка звучала сквозь плеск воды у наших ног. Именно из этой и подобной ей позиции музыка (великолепный выдержанный джаз и этно-электроника) могла действительно восприниматься как Музыка на воде.

Похоже, за слушателями и предполагалась свобода  и некоторая сообразительность в выборе местоположения: вода находилась рядом со сценой, и воспользоваться естественными акустическими свойствами места никто не мешал.

Итак, мы сидели прямо на берегу, слушая смешанную с плеском воды музыку, а рядом странным силуэтом вырисовывалась, покачиваясь, инсталляция – Симфония для Дирижера с бухтой. Она представляла собой фигуру странного дирижера, из которой торчала веревка, потянув за которую можно было раскачать верхнюю часть его туловища, из-за чего он начинал размахивать палочкой. Дирижер был плоский и неживой,  а за его спиной стоял пульт с партитурой – и в ней - лишь скрипичный и басовый ключ и пустые нотные станы. Пробелы в партитуре заполняла собой вода, бьющаяся рядом об берег.

Ы !!

Спустя некоторое время захотелось перебраться ближе к основному источнику звука.

На сцене разворачивался большой концерт АукцЫона, Волков-трио, группы НЕТЕ, великолепной Саксофонной Мафии.

Стиль АукцЫона, - мощная музыка, хулиганская свобода на сцене, декламация стихов и странные пляски, – явление всем известное и казалось бы, анализу не поддающееся. Но все же  можно выдвинуть по этому поводу некую гипотезу. Фонетическую.

Очевидно, не случайно название группы образовано вокруг буквы Ы… И не надо много читать Флоренского («Имена»), чтобы ощутить, что энергия этого звука - совершенно особого рода и, кстати, весьма многое объясняет в поступках и самоощущении русского характера!! Необъяснимая разудалость и парадоксальная отвязность, которая есть только у русских… все это присутствует в звуке Ы, и это и есть та необъяснимая сила, которая влечет народ к АукцЫону…  

Вспомним народную ленту Гайдая про ограбление  склада… там ведь тоже весь сюжет вырос из этой буквы…

После АукцЫона звуковая атмосфера фестиваля несколько раз менялась: изысканной и архаичной, хотя не менее яркой,  она стала благодаря группе НЕТЕ.

Вокалистка НЕТЕ делала удивительные вещи – например, «баю-баюшки баю…» выросла в ее исполнении в настоящий языческий заговор. Мастерское использование дыхания, спонтанность и архаическая шероховатая теплота интонаций… гипнотический ритм, который провоцировал пляс публики -  вполне языческий и дикий…

Аромат язычества той ночью витал повсюду, и это было самое ценное в ночном земноводном фестивале. Языческие припевы и приговоры плюс электроника, архаика и ультра-новая техника – самое эффектное сочетание для искусства начала 21 века. А язычество у воды – вообще вещь более чем оправданная. В легендах и фольклоре (в том числе в древнерусском) озера -  это двусторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественный миры. Так что русалочья заклинающая атмосфера и должна была возникнуть  возле озера в самом начале лета …

За спинами музыкантов беспрерывным потоком лилось «водное» видео – авант-версия фильма «Волга-Волга» и видеоарт различных авторов, где можно было встретить влюбленных с пойманной рыбкой, прочитать описание видов рыб, наблюдать постепенно наполняемые водой шланги…

За полночь на сцене появился перформансист Герман Виноградов, на котором не было ничего, кроме странной конструкции, отчасти прикрывающей часть его тела и смело подожженной им самим. Он пригласил всех проследовать на берег, где были торжественно пущены несколько фейерверков и где затем, вместе со своим минималистским нарядом, храбрый автор перформанса погрузился в холодную воду Клязьмы, демонстрируя «огненные воды, медные сирены, звенящие трубы».

Несколькими часами позже, в первых проблесках наступающего утра, я брела по бескрайней светлеющей дороге к ближайшей железнодорожной станции. Все в большем отдалении, у невидимого берега, играл ди-джей,  водная музыка конденсировалась в пар, и звуковое облако, постепенно затихая, висело над лесом.

Ash

Переход к:

Водные музыкальные инструменты:

Вотерфон (музыкальный инструмент из воды)

Crystal bells (еще один музыкальный инструмент из воды)

Водные стихи:

Дождь Аполлинера,

Фонтаны Бродского: 1, 2

Ссылки по теме:

http://www.dom.com.ru/event/2004/06/05/ - описание события на сайте ДОМа

http://www.auctyon.ru http://www.auktyon.ru/ – офицЫальный сайт группы АукцЫон

http://www.volkovtrio.ru/ - Волков-трио

 

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей