ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
НОТНЫЙ ТЕКСТ КАК ШИФР В РАКОХОДНЫХ ЗАГАДОЧНЫХ КАНОНАХ
Нотное письмо в европейской музыке изначально представляет собой шифр, то есть «совокупность знаков... на основе заранее условленной системы, являющейся ключом к расшифровке текста» (139,348). В тайнописи используются и двойные шифры, применительно к музыке соответствующие загадочным канонам. Они издавна существуют в особой сфере профессиональных секретов и забав в качестве музыкальных ребусов, которые композиторы предназначают друг другу и коллегам-исполнителям. Нотная запись этих специфических шифров в шифре или шифров высшего уровня со-держит условие задачи-загадки, а исполнение - её решение-отгадку.
История искусства хранит в таком виде множество тайн ремесла, накопленных в её арсенале за последнее тысячелетие и зашифрованных в музыкальных, поэтических и живописных ребусах. Передаваясь непосредственно от учителя к ученику, от школы к школе, от века к веку, внутрицеховые тайны составляют основу профессионализма, сберегая преемственность традиций и поддерживая высокий уровень мастерства.
К подобным редкостям в музыке на протяжении шести столетий принадлежит ракоходный канон и его зеркально-ракоходные разновидности. Авторами таких миниатюр были и остаются самые знаменитые композиторы Европы от создателя первого музыкального палиндрома, поэта и музыканта Гийома де Машо до У.Бё'рда, С.Шейдта, И.С.Баха, И.Гайдна, В.Моцарта. Л.Бетховена и И.Брамса. В XX в. эту традицию продолжили А.Шёнберг, А.Веберн, И.Стравинский, Р.Щедрин. К.Караев, А.Шнитке и Дж.Крам. (См. иллюстрацию к предыдущему очерку).
Возвращаясь к рондо-палиндрому Г. де Машо, обратим внимание на форму сокращённой записи оригинала. Это произведение записано лишь частично: один из двух верхних голосов и половина нижнего, так что от профессиональной выучки музыкантов зависело разгадают ли они шифр названия и «достроят» ли музыкальный текст до авторского замысла.
Баховский автограф двухголосного ракоходного канона на тему короля из «Музыкального приношения» тоже существует в виде сокращённой записи- строки, которую оба исполнителя играют, двигаясь навстречу друг другу. Ещё более любопытный образец загадки-шифра - четырёхголосный канон И.С.Баха (BWV № 1074 ). Хотя он состоит только из девяти нот, его полная расшифровка занимает несколько десятков тактов. Этот канон, созданный в 1727г. в Лейпциге и посвящённый поэту Л.Ф.Худема-ну, уже на следующий год был опубликован в Гамбурге Г.Ф.Теле-маном, тоже ценившим подобные музыкальные ребусы. Затем его перепечатывали И.Маттезон в «Совершенном капельмейстере» (1739г.), Л.Мицлер в третьем томе «Новой музыкальной библиотеки» (1747г.) и, наконец, Ф.Марпург во втором томе «Трактата о фуге» (1753г.), где дано решение канона и его вариант в обращении. В таком виде этот загадочный канон цитируется С. Богатырёвым, назвавшим его «полифоническим фокусом»(15,42).
Основываясь на авторской подсказке (Бах наметил в автографе первые ноты каждого голоса), Ф.Марпург открыл в музыкальной загадке только одну её проекцию-обращение. По
нашему мнению в ней остались нерасшифрованными возможности ракохода и ракоходной инверсии (См. Пример 52}.
Вероятно, при внимательном изучении музыкального материала из прошлого, примеров на ракоход окажется больше, чем считалось до настоящего времени, так как по- настоящему не исследованы все варианты расшифровки загадочных канонов. Например, мотет "Talent m`est pris" существует в истории музыки в двух редакциях -трехголосного обычного канона и двухголосного ракохода. Баховская тема содержит три признака, указывающие на реальность такой ракоходной трансформации: синкопы в ритмическом рисунке, отсутствие задержаний и заключительную фигуру восьмых, которая легко превращается в начальный мордент, напоминающий тот, что открывает его органную Токкату ре минор или ракоходный Менуэт его сына.
В обоих загадочных канонах Баха используется один и тот же вид сокращённой записи, расшифровка которой предполагает применение технологической операции умножения линий. В старинных трактатах такой способ сокращения музыкального текста назывался «два в одном» или «четыре в двух» и т.п. Редкостный образец «восьми в четырёх» представляет собой хоровой канон У .Бёрда «Diliges Dominum». Подобное замысловатое многоголосие ассоциируется уже не столько с поэтическими палиндромами, сколько с другой таинственной формой искусства - лабиринтом.
На зеркальных свойствах ракохода основан второй из рассматриваемых в данной статье способов сокращенной записи этих «остроумных музыкальных шарад», как называл загадочные каноны А.Швейцер. Только до половины зафиксирован в автографе Менуэт К.Ф.Э. Баха (Пример 23, тт. 1-8). Способ получения его производного соединения состоит в подставлении вдоль последней тактовой черты обычного зеркала, в котором отражается ракоход-ная половина Менуэта К. Ф. Э. Баха.
Особенности расшифровки в технологии «достраивания до палиндрома» с помощью зеркального отражения и её отличие от техники «умножения линий» рассматриваются в очерке 8 на примере ракоходного канона из «Музыкального приношения» И.С.Баха. Для этого необходимо записать нотный текст оригинала по-новому в виде двухголосия, где в верхнем голосе поместить прямой вариант первой половины канона. А в нижнем -ракоход его второй половины, (пример 21). При этом одноголосная линия оказывается как бы сложенной вдвое. Такой способ сокращённой записи используется и в ракоходном контра-
пункте, и в ракоходном каноне. В то время как «умножение линии» свойственно только канону.
Дойдя до половины в «точке возврата», пути исполнителей расходятся. В ракоходном контрапункте каждый из них играет свою же партию, но в обратном направлении, как в палиндроме. В ракоходном каноне каждый из музыкантов переходит на соседнюю строку, что больше напоминает лабиринт. Этот шифр воспринимается нагляднее в цифровом выражении, если пронумеровать такты:
12 34 5678 9
18 17 16 15 14 13 12 11 10
Таким образом, в ракоходном каноне, в отличие от контрапункта, всегда совершается обмен партиями, поэтому в каноне действует правило чётности (парности) голосов по формуле 2n, тогда как в контрапункте такое условие необязательно, и количество голосов произвольно - n+1.
Различия между способами сокращённой записи ракоходных форм поясняет аналогия с интервалами, взятыми последовательно или одновременно. Воспользовавшись ею, можно назвать «мелодическим» и «гармоническим» два рассматриваемых вида шифров, с помощью которых записанной оказывается только половина музыкального произведения.
Исследователи музыки эпохи Возрождения и барокко не раз отмечали: «особые тайны и загадки прочтения нотной рукописи, нередко зашифрованные условными девизами» (78,190). Это обстоятельство, на первый взгляд затрудняющее проникновение в композиторский замысел, только стимулировало жадный интерес учеников к «ухищрениям» их профессии. Непонятные для других, музыкальные или поэтические ребусы были захватывающе занимательными. Об их популярности может свидетельствовать наш собственный школьный опыт, из которого почерпнуто знание хотя бы одного палиндрома: державинского «Я иду с мечем судия» («Очерки бурсы» Н.Помяловского), фетовского «А роза упала на лапу Азора» («Золотой ключик» А.Толстого) или «Анна ми мата та ми манна» И.Величковского.
Образцы подобных загадок-шуток культивировала и продолжает культивировать в основном университетская, бурсацкая и школярская среда, поэтому многие из них сохранились до нашего времени в трактатах по композиции и учебниках риторики, таких как «Парижская поэтика» И.Гарландского, «Мусикийская грамматика» Н.Дилецкого, «Млеко от овцы пастыру належное» И.Величковского вплоть до «Опытов по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам» В.Брюсова и «Типологии палиндрома» А.Бубнова.
Благодаря творческому любопытству, тяге к тайнам и, особенно, загадочной форме нотной записи, мы обладаем сведениями о ракоходных канонах и контрапунктах Г.де Машо, И.С.Баха и его сына, зеркально-ракоходной оксфордской «штучке» И. Гайдна или ребусе А. Шенберга.
С другой стороны гораздо меньшему числу музыкантов известны такие же, но полностью выписанные технологические «хитрости» в менуэтах Гайдна из фортепианной и скрипичной сонат, фуге in F П.Хиндемита из «Ludus tonalis» или фуге-палиндроме А.Костина. Парадоксы «широкой известности в узких кругах», свойственные внутрицеховым отношениям, подсказывают нам, что, если бы эти произведения были записаны в виде музыкальных загадок-шифров - их бы знали все.
Процесс расшифровки нотного текста всегда представляет собой творческий акт, из-за неизбежно возникающих вариантов и интерпретаций. Композитор предполагает это и, выражаясь современным языком, специально рассчитывает на высокий «уровень допуска» к музыкальным секретам. Далеко не всем, а только знающим тонкости ремесла удаётся разгадать шифр Мастера. Тогда обнаруживается и устанавливается истинная иерархия среди музыкантов (своеобразный «гамбургский счёт» по В.Шкловскому). Иными словами, загадочные каноны в подавляющем большинстве рассчитаны на особые чувства избранности, профессиональной гордости и интеллектуального любопытства, пробуждаемые в учениках и коллегах.
Возможно, поэтому композиторы часто изображаются на портретах с листком в руках, на котором записана реальная музыкальная загадка: от «Портрета музыканта» (Франкино Гаффурио) кисти Леонардо да Винчи до С.Каприкорнуса, С.Шейдта и самого И.С.Баха, (стройным шестиголосным каноном).
Загадочный канон на портретах предстаёт символом профессии и, одновременно, вензелем - ещё одним забытым значением шифра: «переплетением в виде узора начальных букв имени и фа-милии»(139, 348).
В этом контексте загадочный канон как шифр воспринимается в качестве подписи-автографа. Отметим, что нередко композиторы, поэты и художники избирают ракоходные формы для того, чтобы «расписаться» в Вечности и не только на портретах. Например, Моцарт иногда подписывался Трацом, Тулуз-Лотрек -псевдонимом Трекло, современный композитор из США Джонатан Крамер - Ремарк, И. Величковский завершил сборник «Млеко от овцы пастыру належное» сложной ракоходной анаграммой с намёком на это в первой строке:
НАстрОЙ навспак цинобру. Если угадаеш,
ГоршИЙ Кто з Сих? ВОлК ЧИ ЛЕВ?
То мене познаеш.».(26,86).
Укажем также на два портрета композиторов-современников С. Шейдта (1587-1654) и И. Штадена (1581-1634), на которых помещены особые музыкальные загадки. На первом изображен зеркальный канон, ставший основой полифонического цикла «Tabulatura nova», в том числе и двух ракоходных номеров. Портрет украшает титульный лист сочинения.
На второй гравюре глава нюрнбергской композиторской школы И. Штаден кончиком пера указывает на возможность ракоход-ного варианта нотного текста (ключ и размер тоже изображены зеркально). (194)
Музыкальные знаки тайного смысла содержат не только портреты композиторов.
Что за произведение исполняет «Лютнист» Караваджо (Микельанджело Меризи)? Зритель видит ноты в зеркально-рако-ходном виде, но если мысленно перевернуть их, то они окажутся мадригалом франко-фламандского композитора Якоба Арка-
дельта (ок. 1500-1568) «Вы знаете, что я вас люблю». Эти слова, как и музыка, обращены только к живописцу и избранным зрителям, знающим этот шифр.
Суммируя содержание раздела, можно сделать следующие выводы:
1. Шифр в загадочных ракоходных
канонах существует как со
кращенная запись музыкальной
миниатюры, наподобие знаков
репризы.
2.
Палиндромные формы в
поэзии и музыке, бытовавшие в про
фессиональной
среде, играли заметную роль именно в учебном
процессе
системы европейского образования. Они во многом спо
собствовали
формированию основополагающего принципа: раз
влекая обучать. Этот принцип сохраняет своё значение и в наши
дни,
побуждая нас искать новые приёмы, стимулирующие интерес
к предмету
и пытливую любознательность студента.
3.
Ракоходные загадочные
каноны, как и подобные им другие
музыкальные
шифры, представляют собой шифрованные или ко
дированные
формы (или каналы) сохранения и передачи инфор
мации,
по каким-либо причинам неактуальной для времени, в ко
тором живёт автор, но по его мнению полезной в будущем.
4.
В подобных «шутках
гениев», миниатюрах-загадках реали
зуется
извечная в искусстве эстетика игры, безусловная потребность
интеллекта
в упражнениях с целью совершенствования себя и дос
тижения
высшего мастерства. Современная «игра ума» воплоща
ется
в крупнейших произведениях литературы («Улисс» Дж. Джой
са
или «Хазарский словарь» М. Павича) и музыки А.Берга, А.Ве-
берна,
К.Штокгаузена, Р.Щедрина, С.Губайдулиной, А.Шнитке,
сочинениях
И.Стравинского, В.Лютославского), где ракоходно-
му
движению и ракоходным формам отведена заметная роль.
5.
Загадочные каноны,
в том числе и ракоходные, представля-
ли
на протяжении столетий своеобразные обучающие игры – пред-
течи
современных компьютерных игр. Зашифрованные модели
таких
игр сберегли до нашего времени редкие формы палиндрома
и ракохода, превратившиеся в XX веке в доминирующие
техноло-
гии
литературы и искусства.