Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

синтез искусств Комбинаторная литература

 

Т. Бонч-Осмоловская, С. Федин

Новые упражнения в стиле (продолжение)

 

34. Прямоугольники (равнострочие)

(переносы запрещены)

 

Случай в парижском автобусе

 

В общем, история эта весьма

типичная. Еду я в автобусе.

Час пик, давка неимоверная.

И тут, как обычно, скандал.

Оказалось, что некий хлыщ –

помню только страусиную шею 

и нелепую шляпу с тесьмой –

затеял свару с соседом. Тот

будто бы всякий раз толкает

его, когда кто-либо сходит.

Но в разгар перебранки хлыщ

неожиданно увидел свободное

место и ринулся туда. Слава

Богу, сев, он утихомирился.

 

Не прошло и двух часов, как

этот нервный тип попадается

мне на глаза снова. На этот

раз у вокзала Сан-Лазар. Он

уже не один, а с приятелем.

Тот что-то втолковывает ему

о пуговице, которую надо бы

пришить к пальто, у ворота. 

 

С.Ф.

 

35. Концевая тавтограмма

 

 Сиеста. Утроба автобуса. Давка. Жара. Обстановка скандала.

 Пружина конфликта – студент-недоучка. Шиза студиоза достала – голова далека, нахлобучена шляпа, веревка свисала. Злоба студента душила, обращена на соседа. Причина – толкучка.

 А когда два часа отсчитала хронометра стрелка, снова встреча, снова та шляпа. Да, судьба переменчива, ссора забыта. Отдыхала студента душа, внимала – звучала тирада наставника. Тема спича прозрачна – пуговица.

С.Ф.

36. Три-текст

 

Чаепитие в заблудившемся трамвае. Мутант

Перебранка в набитом автобусе Человек

Мордобой в накренившемся бараке. Инопланетянин

.  . . . . . . . . . . . .

 

с удивленной мордой молится на прославляющего

с длинной шеей брюзжит на толкающего

с намыленной веревкой мочится на спаивающего

. . . . . . . . . . . . .

 

партию кузнечика. Осенью вислозадый

его соседа. Вечером длинношеий

народ гуманоида. Ночью непарнокопытный

. . . . . . . . . . . . .

 

танцует с коровой у мавзолея Тутанхомона. Корова

беседует с другом у вокзала Сан-Лазар. Друг

спаривается со шваброй у черта на куличках. Швабра

. . . . . . . . . . . . .

 

пишет президенту оду о теще.

говорит ему что-то о пуговице.

блеет телезрителям гадости о Гегеле.

С.Ф.

37. Меньше пяти

 

 Вот раз еду я в кэбе. Мест нет. Жара как в бане! Вижу, один кент – на вид ему лет 26, шея ужом, а кепи и смех и грех – орет на типа, что ему на ногу стал:

  - Ты чё, паря? С дуба упал? Не тычь меня в бок, а то как дам в харю!

 А тут как раз один жлоб слез. Ну и этот кент тут же, раз, на его стул и сел. Во как!

 В тот же день иду я себе мимо депо и – бац! – этот кент, а с ним его друг. Друг его, типа, учит:

 - Тебе бы, - грит, - надо еще один крюк на плащ, вот сюда, у шеи.

 Ну как вам это? Ничо, да?

С.Ф.

 

38. Ровно пять

 

   Осень. Киото. Рикша везет троих. Тесно. Душно. Зреет драка. Некто Ушими – шляпа, шейка змеей – пищит, ругая Осаки. Будто Осаки пинал Ушими, когда рикша стоял...

  Через шесть часов Ушими около порта Сендо. Рядом тенью монах, сипит томно: «Ушими, зашей ворот».

С.Ф.

 

39. 2-граммы

 

  Недавно в метро. Некий человек в рединготе, вероятно невменяемый, с лебединой шеей и в нелепом чепчике, перетянутом веревкой, весьма нервно честит неуклюжего бегемота-соседа. Через несколько секунд лебединошеий летит к незанятому месту...

Вечером сей незнакомец беседует с немолодым денди, рекомендующим перешить верхнюю петлю редингота – негоже, дескать, щеголять неприкрытой шеей.

С.Ф.

 

40. Страшные стишки

 

Мальчик в час пик на трамвае катался,

  В давку попал и без ножек остался.

  Шейка длиннее стала на треть,

  Нечего было в окошко смотреть.

С.Ф.

 

41. Бесконечный рассказ

 

В некотором смысле,

 

С другой стороны,

 

 

Однако,

 

 

Аналогично,

 

 

В частности,

 

В конечном счете,

 

 

Насколько можно судить,

 

Заметим, что

 

 

На первый взгляд,

 

 

Другое дело, что

 

Вполне очевидно, что

 

Тогда,

молодой человек с длинной шеей

 

среднестатистический пассажир автобуса

 

странно одетый юноша

 

 

водитель

 

 

мужчина средних лет

 

его приятель

 

 

кондуктор автобуса

 

 

такой же придурок

 

 

добропорядочный гражданин

 

один придурок в шляпе

 

пострадавший

 

 

еще один недоумок

имеет полное право путешествовать

 

отправляется в путь

 

 

затевает глупую ссору

 

ни о чем не думает

 

 

ничего не отвечает

 

садится на свободное место

 

чуть не плачет

 

 

брызжет слюной

 

 

предпочитает ретироваться

 

встречает друга

 

исчезает с глаз наблюдателя

 

получает урок

в час пик.

 

 

в сумасшедшую жару.

 

 

в переполненном автобусе.

 

после долгого ожидания.

 

в конце салона.

 

июльским днем.

 

 

на задней площадке.

 

 

на привокзальной площади.

 

вместе с приятелем.

 

 

на ровном месте.

 

в два часа пополудня.

 

 

в пальто без пуговицы.

Т.Б.-О.

 

42. Пцатиуна

 

Оданжды жикарм искюлиьм денм в пкаисрожм авустобе плошроиза нлапеея сроса. Модоолй чвоеелк с дниолнй шеей, ншицеавипй срутнаню шпляу, влыгиивзм гсооолм овябнил согево сдсеоа, что тот напасуетт ему на нгои. Окандо, здиавев сдонвобое мтеос в кцное асбтвуоа, млоодой човлеек пкетрраил рьтагуся и бсолирся тдуа. А чеерз два чсаа его виледи у ванозлкьой пщадлои всемте с птиреелям, тжое ончеь снартно отдыем мдолоым чвелеоокм, чот-то вощывклотваюим ему про пиовуцгу пальто.

Т.Б.-О.

43. Пословицы

 

В деревне маета, а в городе суета. А воз и ныне там. Без окон, без дверей – полна горница людей. Где верхом, где пешком, а где и на карачках. Это еще цветочки, а ягодки впереди. Первый парень на деревне. Шелудивая овца все стадо портит. Баран бараном, а рога даром. Я бы его в ложке утопил. Федул, Федул, что губы надул. Двое бранятся, а третий не суйся. Один в поле не воин. Я не я, и лошадь не моя. Труслив, как заяц. Языком болтай, а рукам воли не давай. Слово – серебро, а молчанье – золото. Овцы целы, и волки сыты. Каждая курица свой насест знает.

Час от часу не легче. Яблоко от яблони недалеко падает. Чего не хватишься, того и нет. Мал золотник, да дорог.

Т.Б.-О.

44. Брахиколон

 

  Был день,

 был жар.

 Плыл кэб,

 не стар

 в нем тип,

 как шест,

 с ним ор

 и жест.

 Тот день

 был тих,

 он тлел,

 как трут,

 и тот

 же псих,

 он тут

 как тут.

 Он был

 весь слух –

 пред ним

 сам маг! –

 а тот

 был глух

 и рёк

 про фрак…

С.Ф.

45. Нос

Полдень был уж на носу, и автобус, долго водивший нас за нос, наконец показал нос на углу бульвара. Пассажиры клевали носами в глубине салона. Только один, у кого нос не дорос, держался, задрав нос и воротя нос от других пассажиров. Вдруг он принялся говорить в нос, требуя, чтоб пассажир, с которым он столкнулся нос к носу, зарубил себе на носу, что он не позволит твориться такому у него под носом. Но – нашей Варваре на базаре нос оторвали, и он, оставшись с носом, повесил нос и стал держать нос по ветру. Затем он увел свободное место из-под носа других пассажиров и уткнулся носом в окошко, предпочитая более не видеть дальше собственного носа.

Потом он решил не казать в автобус носа и стоял с другом, который совал нос не в свое дело, тыча его носом в пуговицу пальто и объясняя, как устроить так, чтоб комар носа не подточил.

Т.Б.-О.

 

46. Кастрарт [1]

 

В S, в час пик. Тип двадцати шести лет, мягкая шляпа с тесьмой, замещающей ленту, шея слишком длинная, как если бы ему ее специально вытягивали. Люди сходят. Данный тип ополчается против соседа. Он упрекает его, что тот его толкает всякий раз, когда кого-нибудь пропускает. Тон хныкающий, который желает казаться злым. Когда он видит свободное место, бросается туда.

Двумя часами позже я снова встречаю его на Римской площади перед вокзалом Сан-Лазар. Он вместе с приятелем, который говорит ему: «Тебе нужно пришить дополнительную пуговицу к твоему пальто», он ему объясняет куда (в вырез) и зачем».

 

 

Т.е.

БУДЬ ЗЛЫМ В ЧАС ТОРЫ

С.Ф.

 

47. Эпиграмма

 

Раз длинношеий зазу в светлый полдень подвергся насилью,

Славного дал драпака, после ж о том ни гугу.

Т.Б.-О.

 

48. Нос-2

 Окрестности Лемноса. Авианосец «Кронос». Заносчивый носильщик Янос в обносках от Ностратти поносит курносого агностика Миноса…

 Проносится вечность. Янос и партайгеноссе Папаиоанос на Лемносе. Папаиоанос вносит ясность: обноски Яноса несносны.

 

С.Ф.

49. Кинофильмы

 Ехали в трамвае Ильф и Петров [2] (фотоувеличение [3] : высокий блондин в черном ботинке, соломенная шляпка, лицо со шрамом). Жара в Лос-Анджелесе, долгая дорога в дюнах [4] под стук трамвайных колес [5] . Двое в городе, утомленные солнцем… Психоз [6] . Разборки в Бронксе - Фантомас разбушевался. 

 20 лет спустя. У стен Малапаги тот самый Мюнхаузен [7] . Место встречи изменить нельзя - вокзал для двоих.

C.Ф.

 



[1] Т.е. искусство «кастрации» текста. Суть метода почти кабаллистическая: исх. текст представляется большой шифровкой, отсекая в которой лишние слова или части слов, необходимо оставить одну потаенную фразу, ради которой и строились эти словесные леса. Отсюда еще два названия: родениум (от известной фразы Родена: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее») и буратино (поскольку первонач. текст представляется грубым поленом, из к-го опытный папа Карло должен высечь нечто говорящее).

Выполнено на основе упражнения «Обозначение».

[2] «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972 г., Мосфильм, реж. Владимир Титов, роли: Е. Леонов, Л. Дуров, И. Смоктуновский, З. Гердт, О. Табаков, М. Глузский и др.)

[3] «Фотоувеличение» (реж. М. Антониони)

[4] «Долгая дорога в дюнах» (1981 г., реж. Алоиз Бренч, роли: Е. Жариков, Л. Чурсина, Н. Крюков, Озолиня Лилита и др.)

[5] «Под стук трамвайных колес» (реж. А. Куросава)

[6] «Психоз» (реж. А. Хичкок)

[7] «Тот самый Мюнхаузен» (1979 г., реж. Марк Захаров, роли: О. Янковский, И. Чурикова, И. Кваша, А. Абдулов, Л. Броневой и др.)

 

См.:

Т. Бонч-Осмоловская: Упражнения в стиле Раймона Кено (правила игры)

Раймон Кено:.Упражнения в стиле