Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

статьи

видеосеминар был организован Музеем Кино,

Синематекой танца,

Институтом Про Арте,

Объединением театров танца ЦЕХ

Видеосеминар Марики Хедемир (Швеция)

Современный танец в Европе и источники вдохновения

(запись лекции + отрывочные впечатления от видео)

 

Марика Хедемир:

Добро пожаловать всем, сегодня я покажу несколько фильмов и видеоматериалов, которые, как мне кажется, имеют некоторое отношение к современному танцу: то, что вы увидите на этих пленках, сделано, как мне кажется, под некоторым влиянием современного танца.

Я покажу вам фрагменты фильмов, работы некоторых современных европейских хореографов, молодежную, клубную культуру, street dance, буто, и все возможности человеческого тела в новом цирке, который тоже связан с современным танцем.

Прежде всего хочу отметить одну важную вещь, которую мы можем наблюдать за последние десять лет - как танец по-иному представлен в кинофильмах. Существует музыкальный канал MTV, который показывает музыкальное видео, и если мы посмотрим старые фильмы (“Thriller”, Майкл Джексон, 80-е г.), то в них можно проследить хореографию танцевального куска, а сегодняшние программы MTV дают cutting, “нарезку” – очень короткие фрагменты, в которых проследить развитие хореографической мысли практически невозможно. Танец в фильмах сегодня – это не только результат работы хореографа и результат того движения, которое придумывает хореограф, но также это результат монтажа. Все это находится под очень сильным влиянием художественного, игрового кино.

Сначала я хотела бы показать два фрагмента, первый - из американского мюзикла “Поющие под дождем” (“Singing in the rain”, 1951 г.). Если обратить внимание на то, как сделан фильм, то через весь фильм мы можем проследить развитие хореографии, во втором же фрагменте (из фильма “Мулен Руж”, 2001 г.), все сделано, наоборот, именно в манере cutting, “нарезки”, очень характерной для того, что сегодня происходит на MTV.

Посмотрим первый фрагмент.

Сюжет рассказывает о том, как двое молодых людей и девушка делают новый фильм, превращая его в мюзикл.

 

Фрагмент фильма:

1. “Поющие под дождем”

(чечетка

трое: девушка и два молодых человека

Песня “Good Morning”

используются плащи - дурачатся с плащами

потом шутливая имитация действий тореадора

сооружается конструкция из плащей

вклинивается стилизация из различных танцев...)

М.Х.:

После этого мы можем сравнить эту картину с совершенно современным фильмом “Мулен Руж”, который характеризует quick cutting (очень короткая “нарезка”), использование компьютерной анимации, а также звуковые эффекты – в фильме “Поющие под дождем” единственный звуковой эффект создает каблук (степ), а в “Мулен Руж” это даже шелест (движение) юбок.

(Марика изображает яростный свист пролетающих юбок).

 

Фрагмент фильма:

2. “Мулен Руж”

(показан фрагмент, где герой впервые пробует абсент, после чего, вдохновленный зеленой феей, попадает в “Мулен Руж” – перед ним распахиваются двери и он попадает в весьма эклектичную атмосферу танцев с использованием цитат из “Queen” и “Nirvana”).

М.Х.: Возможность показывать танец на MTV и в художественном кино (или видео) дает большой охват аудитории, и множество людей могут наблюдать танец. Есть и такие фильмы, которые не являются танцевальными, хотя при этом они сделаны не без влияния нашего восприятия движения как такового. Отчасти это связано и с компьютерной анимацией, которая очень распространена сегодня. Некоторые хореографы даже говорят, что ставят своей целью достижение ощущения, которое приближает их к подобным фильмам. И аудитория, которая напрямую с танцем не связана, зачастую, глядя на современный танец, говорит: а, я видел это в фильмах...

Я хочу показать вам фрагменты из двух фильмов, которые, как мне кажется, сделаны именно под большим влиянием нашего восприятия движения - это “Матрица” и “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”.

М.Х.: Сначала будет фрагмент из “Матрицы”, где в мозг главного персонажа вживляется специальный порт, после чего загружается программа с различными приемами боевых искусств.

 

Фрагмент фильма:

3. “Матрица”

(герой по имени Нео, после виртуального обучения:

(Морфеос дерется с Нео)

-Ты слишком быстрый.

Упал.

-Как ты думаешь, из-за чего? – Все зависит только от твоего воображения. Free your mind.

Потом учит перепрыгивать с крыши на крышу.

-...Здравый смысл – это не тот путь, по которому ты должен идти...)

 

Примечание ведущей Синематеки танца:

Здесь были две ключевые фразы: “witness is not your technique” (здравый смысл - это не тот путь, по которому ты должен идти, для того чтобы освободиться, освободить свое тело), и второе - “don’t think you are – know you are” (не думай о том, что ты можешь, - знай, что ты можешь).

 

М.Х.: Второй фильм и фрагмент из него выдержаны примерно в этом же ключе. Этот фильм (“Крадущийся тигр, затаившийся дракон”) сделан так, как мы воспринимаем движение. В фрагменте, который я хочу вам сейчас показать, герои фильма пытаются летать.

 

Фрагмент фильма:

4. “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”.

(неизвестный в маске убегает по крышам – погоня по крышам под перестук каких-то тамтамов. Затем поединок, в котором женщина-боец и злоумышленник в маске (ее ученица) пытаются летать по воздуху. Отталкиваются от воздуха, от стен, для прыжков.)

М.Х.: Это художественные фильмы (feature films), которые имеет возможность посмотреть большое количество зрителей. И конечно же, они влияют на наше восприятие движения и во многом определяют наши представления о том, что может и чего не может человеческое тело. Безусловно, они провокативны, бросают нам некий вызов: это все иллюзия или мы реально можем это все сделать?

То, без чего мы уже не представляем современной жизни – это молодежная культура, в том числе уличный танец (street dance). Как известно, раньше он назывался брейкдэнс (breakdance), а потом стал называться хип-хопом.

Довольно большое количество хореографов находится под очень сильным влиянием именно этого уличного танца, хип-хопа. И есть такие хореографы, которые делают уличный танец: начинали они как уличные танцовщики, а теперь делают современный танец.

Хип-хоп и брейк начинались в Америке в 80-х. То, что нового тогда делали в музыке - это было scratching, cutting, editing, repeating, использовалась “нарезка”, монтаж, - и тем, как двигались, тоже как бы “нарезали”, “склеивали”, на самом деле “делали монтаж”.

Сейчас я хотела бы показать вам фрагмент документального фильма, который был снят компанией BBC.

 

Видеофрагмент:

5. Фильм компании BBC - “Break Dancing”

(танцуют брейкдэнс у проходящего поезда метро, на улицах, фигурируют Африка Бомбата, DJ Grandmaster Flash, Cool Herc, Frosty Freeze, Rocksteady Crew

Бруклин

Frosty Freeze объясняет на фоне стен, расписанных по правилам искусства граффити, как надо двигаться.

Показывают на примере девушки-подростка, как надо болтаться всем телом, как плеть.

Джеймс Браун

далее брейкдэнс как спорт

Бруклин

фигурирует некто K-WON

(за подробностями, думаю, стоит обратиться к книге Горохова “Музпросвет.ру”, http://www.muzprosvet.ru/book.html )

Примечание ведущей Синематеки танца:

В США есть хип-хоп труппа, которая сделала спектакль “Ромео и Джульетта”, и Москва встала на очередь: мы ждем, когда они приедут и покажут спектакль).

М.Х.: Еще одна вещь, которая снова вернулась в моду – степ (step-dancing). Но это уже совсем другой степ, не тот, который мы видели в самом начале (в тех же “Поющих под дождем”). В 60-е степ был совсем не моден, а в 80-е стал возвращаться, во многом благодаря Грегори Хайнсу, который сделал степ под современную музыку и в современных костюмах.

Сейчас я хочу вам показать фрагмент из документального фильма “Белые ночи”, снятого в Санкт-Петербурге. В самом начале мы увидим, как танцует сам Грегори Хайнс, а также увидим группу Noise Funk, которая делает степ в манере хип-хопа. То, что они делают, представляет собой историю черного танца через хип-хоп и степ.

 

Видеофрагмент:

6. Грегори Хайнс

фрагмент из фильма “Белые ночи” (снят в Санкт-Петербурге)

(степ + хип-хоп

яростный степ

и довольно яростные прыжки

фигурируют имена Noise Funk

Derrick Grant

Цитаты: “Я хотел разрушить стереотип, потому что все больше людей танцуют степ под ту самую музыку – старую” /.../

“А я решил использовать современную музыку для того, чтобы показать всю чувственность сегодняшнего дня”/.../

“В 80-е появилось новое поколение тех, кто танцует степ” /.../

“Наши взаимоотношения с музыкой сегодня в корне отличаются от тех, которые были много лет назад” /.../

“Шоу специально было поставлено как история черной Америки через степ” /.../ )

М.Х.: Другая американская труппа – “Стомп” (она гастролировала в Москве).

Это не одна труппа, это несколько трупп, которые могут одновременно гастролировать в нескольких городах мира.

Они создают танец и одновременно создают музыку каждой частью своего тела и теми вещами, которые их окружают. Мне хотелось бы показать вам фрагмент 1997 г. – это было записано на улице в Нью-Йорке.

 

Видеофрагмент:

7. Stomp

Группа “Стомп”

Группа молодежи 6 человек

ритмичные удары – мячи.

музыка одновременно получается от самих движений (стук мячей- это и есть музыка)

Действие происходит в Нью-Йорке

узкая улочка

от асфальта поднимается какой-то пар

В окружении мусорных баков молодые люди ритмически организованно бьют мячами об стенку или асфальт, иногда перебрасывают их друг другу. Все очень виртуозно. Особая тембровая краска – бьют мячами по мусорным бакам.

Вот где первобытный синкретизм! единство танца и музыки! И как мало, оказывается, для этого надо...

В конце фрагмента они дружно бросают мячи в воздух

раздается дикий вопль

в окне появляется повар и разъяренно выливает что-то на их головы из большой кастрюли.

 

М.Х.:: Затем они перемещаются на кухню и там продолжают играть, извлекая звуки из различных подручных средств.

М.Х.: А теперь – то, что происходит в современном танце (contemporary dance).

Я бы хотела показать вам работы двух современных хореографов. Первый – это Рассел Малифант – британский хореограф, его спектакль называется – “Критическая масса”. Фильм примерно 1999 г., а сама хореография была сделана за пару лет до этого. Этот спектакль о том, что мы все находимся под влиянием тех вещей, которые нас окружают.

Рассел Малифант учился как классический танцовщик, а потом ушел в совершенно другом направлении.

 

Видеофрагмент:

8. Рассел Малифант

(какой-то туман

двое молодых людей...

М.Х.: Вы видите смешение техники расслабления (release) и контактной импровизации. В одном куске хореография сделана по принципу монтажа).

М.Х.: Следующий фрагмент – фрагмент из фильма YS Hotel, показанного по шведскому телевидению за неделю до моего отъезда в Россию. В танце здесь также используется техника контактной импровизации и техника освобождения (release), и жесты. В том, что вы только что видели у Рассела Малифанта, можно было наблюдать в некоей протяженности, как развивается хореография, а Кенет Кланструм работает, скорее, в стиле MTV. Тут нет компьютерной анимации, но можно увидеть, как работает камера (“выхватывая кусочки”).

 

9. Кенет Кланструм

фрагмент фильма “YS Hotel”, показанного по шведскому телевидению/

(Демонстрируется контактная импровизация.

Приемы таковы: дернуть за ухо, приложить обе ладони к лицу партнера, повернуть его голову в одну, потом в другую сторону, ущипнуть...

захват тела...

толкать...

раскачивать тело партнера в одну или в другую сторону...

раскачивать партнера, держа его за ногу...

бросить его, чтобы он начал падать, а затем внезапно подхватить...

при этом у того, кого щиплют, бросают и раскачивают, наблюдается вполне счастливое выражение лица...

похоже, размышляла я про себя, контактная импровизация – это то, как человечество реагирует на все возрастающую виртуализацию и потерю чувства тела...

своего рода защитная реакция...

и еще я вспоминала, как однажды летом в туристическом лагере каждое утро могла наблюдать, как молодая женщина делала такую гимнастику для своего младенца. Использовались в точности все приемы контактной импровизации, и вид у младенца при этом был совершенно такой же, как у взрослых актеров, представляющих contemporary dance в технике контактной импровизации – непритворно блаженный...

Кроме того, продолжала я размышлять, все-таки здесь все проходит под довольно простую, но все же музыку, а вот актеры Московского объединения театров танца “ЦЕХ” (представляющие российский contemporary dance) от нее почти совсем отказались. Впрочем, это утверждение стоит проверить, потому что я пока мало видела их спектаклей. Но в любом случае, беззвучие мне даже нравится. Оно придает всему, что они делают, ритуальность и философичность).

 

М.Х.: Мы сейчас уходим совсем в другую танцевальную область – в буто. Это современный японский танец. Он восходит одновременно и к традиционным театральным японским формам, таким как кабуки и театр Но, но также находится и под очень сильным влиянием западного современного танца. В буто - очень напряженный контроль над движением, экономия движения – движение очень медленное, это как бы экономия силы. Традиционно в буто тела специально красятся в белый цвет, что напоминает о том, что буто появилось после взрыва в Хиросиме 1945 г.

Ушио Амагацу – один из классиков буто, фрагмент фильма, который я вам покажу, сделан был в Швеции шведским телевидением.

 

Видеофрагмент:

10. буто

Примечание: жанр возник после Хиросимы

тела традиционно красились в белое

Фрагмент фильма, сделанного на шведском телевидении

Под фортепианную музыку лысый человек в телесном трико (как бы обнаженный)

Очень вдохновенная вещь

и при этом очень скульптурно

но очень странно и потусторонне

Умерший, если бы ему привелось воскреснуть, точно так же, наверное, удивлялся бы своему телу и его движениям

что-то внутриутробное

беспомощное существо

когда он решается встать наконец на четвереньки, появляется еще что-то от пластики гоблина из Властелина колец, часть 2

Затем музыка сменяется на космически-ужасающую, герой видит скелеты людей с раскинутыми руками – они медленно поднимаются вверх и застывают устрашающе в воздухе, с раскинутыми руками, свесившиеся, словно плети.

тоже какая-то пренатальность но при этом послесмертие

на фоне каменной стены

как будто из мела

герой поднимает пригоршнями песок и песок рассыпается между его пальцами

оказывается, на нем не только трико но и что-то вроде набедренной повязки

устрашающее совершенно впечатление

он осознает что-то и кричит, безмолвно, но так, что становится не по себе

лицо мертвенно-белое (выкрашенное мелом), зияет черный раскрытый рот

местами движения становятся судорожными, местами скупыми

агония умирающего

потом он уже не находит себя

крик - раскрытый зияющий черный рот

абсолютно белое лицо

полные ужаса глаза

Очень сильно и совершенно кошмарно

 

Примечание ведущей Синематеки танца:

Это возникло как сопротивление тому, что случилось (трагедия в Хиросиме). Возникает метафора, которая кажется очень точной: “Мы под пеплом Хиросимы, но мы живы”, и этот растянутый рот Ушио Амагацу – он как бы некий охвативший его ужас...

М.Х.: Буто говорит о человеческих состояниях на вселенском уровне – любовь, злость, ненависть, жизнь, которая течет как песок сквозь пальцы, через движения показывается и ветер, и трава, и настроение.

Есть хореографы, которые находятся под очень сильным влиянием буто. Их интересует физическое состояние тела, они занимаются как бы медленным напряжением тела. В Копенгагене после Рождества состоялся постбуто фестиваль, где идеи буто были помещены в иной контекст, обрели иное воплощение. И совсем уже необязательно все артисты, которые выступают в буто, красят свое тело в белый цвет.

В настоящее время мы довольно много видим обнаженные тела на сцене и конечно же, то, - и в современном театре, и современном танце, - о чем я сейчас буду говорить, некоторым образом связано и с буто.

Разные причины вызывают к жизни те или иные спектакли – это и развитие движения и того, что окружает тело, и проверка ограничений, которые есть у тела (testing limits), и, конечно, стремление показать и хрупкость человеческого тела. Нужно заметить, что существует разница между “голым” и “обнаженным” – naked (“голый”, т. е. “как мы были рождены”) и nude (“обнаженный”, т. е. “снимающий с себя вещи по своей же воле”). Те, кто работает в буто, используют тело в значении “голое”, naked, и даже то белое одеяние, которое слегка прикрывает их, символизирует только одно – мы такими приходим на этот свет.

Одна из финских хореографов работает как раз с этими двумя понятиями – “голое” и “обнаженное” тело. Это сольный проект, она появляется на сцене обнаженная, на ней только туфли на высоких каблуках. К этому надо привыкнуть, конечно, но затем она надевает на себя легкую кофточку, теперь она одета, думаете вы, но на ней больше ничего нет, и таким образом, наоборот, создается ощущение, что она еще более раздета.

Это пример пробы ограничений в этом спектакле и демонстрации хрупкости человеческого тела (testing limits and showing fragility of human body).

Сейчас я хочу вам показать фрагмент из выступления японской группы Store House Company. Спектакль называется “Территория” (2002 г.). Здесь вы заметите влияние буто, но также testing limits – они как бы пробуют, можно это сделать с телом или нельзя.

 

Видеофрагмент:

11. Store House Company

копошение людей среди кучи непонятных вещей

похоже, просто на свалке

в куче целлофана

под целлофаном чьи-то руки, тела. Ощущение что они обернуты этим пузырем. который еще до рождения.

Напоминает Чужих, говорит Макс. Коконы.

Они начинают кататься по сцене, музыка уже какой-то конструктивизм XX в., эклектика

слышны завывания струнных

это уже ощущение гадливости.

катаются, потом сталкиваются друг с другом.

Потом один встает. пытается раздвинуть пленку, смотрит в ужасе на свои руки. падает.

катаются как в саванах

музыка исполняется, похоже, квартетом

под целлофаном каждое тело голышом

каждое голое тело завернуто в огромный целлофан и путается в его складках.

Вдруг многие начинают что-то осознавать, приподнимаются поодиночке, видят что-то и падают, но потом опять встают и что-то видят.

Глаза сквозь целлофановый купол, которым накрыто тело.

Музыка изменяется я бы сказала теперь в ней заложена идея органного произведения Баха, только какая-то косолапая

Все это ярко философично

 

М.Х.: Это японская группа, но достаточно много европейских групп, которые работают в этой же стилистике.

Новый цирк – это последнее, о чем бы я хотела говорить, и это явление, которое стоит особняком. Новый цирк очень хорошо представлен во Франции, развивается именно в этой стране. В нем используются все цирковые умения и навыки, но не для того, чтобы показать трюк, а для того, чтобы что-то выразить или что-то рассказать. Используются театральные костюмы, современная музыка, и иногда в представлении вокруг того, что происходит, существует некая история (нарративное начало) – словно некий поэтический коллаж из разных историй.

Труппы разные, но все они часто используют танцевальные элементы, кто-то использует то, что вы видели у группы “Стомп”, у кого-то есть в труппе клоуны или мимы.

В Великобритании и Швеции достаточно много театров, которые начинают включать в свою деятельность элементы нового цирка. Например, в Лондоне на стыке тысячелетий был построен Миллениум-купол и вокруг него создавались специальные представления – нечто среднее между выставкой и собственно действием, развлечением, причем новые цирковые представления появлялись там буквально каждый день, одно шоу сменяло другое.

В Готтенберге в Национальном театре в Швеции ставят Шекспира, и в спектакли включают элементы нового цирка.

Цирк “Дюсолей” из Канады – одна из самых крупных, самых известных трупп, представляющих новый цирк. Я хочу показать вам совсем новую их работу, сделанную в 2001 г., некий сюжет будет проступать в том, что вы увидите, но тот фрагмент, который я хочу показать, в большей степени должен представить вам, что же есть этот новый цирк на самом деле.

Видеофрагмент:

12. Цирк “Дюсолей” (Канада)

4 девочки, одетые под волшебных персонажей – как в старой сказочной Европе воспринимали все китайское. Бросают вверх предметы и ловят их веревочками

волшебство

Человек в носках с газетой

шагает по небу

газетный лист сквозь него продето лицо

Он хозяйски уверенно идет по небу

Кто-то говорит в рупор что-то нечленораздельное

Девочка на качелях раскачивается

далее поет женский голос

призрачные нереальные звучания

Существо в красном висит в небе, с ног свисают по два шарфа – очень широкие куски красной ткани . оно закрывается ими. очень чувственный образ

это обнаженная женщина (трико), очень красиво на двух свисающих кусках ткани, музыка – вокал. очень лирично

затем обертывает ткань вокруг щиколотки и повисает на ней

крупным планом рука, сжимающая красную ткань

обнаженная женщина

 

М.Х.: Средствами нового цирка можно рассказать множество историй, даже историю о любви.

М.Х.: Завершая сегодняшнюю встречу, хочу сказать, что я представила разные направления, разнообразие всего того, что мы можем видеть на танцевальной сцене сегодня. И конечно же, все эти направления очень сильно влияют на современных хореографов, делающих современный танец.

лекцию записала Ash

 

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей