Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

статьи

 

К БОЖЕСТВЕННОЙ БУТЫЛКЕ

(этюд об искусствах и винах)

 

 

Ф.Рабле. Молитва к Божественной

Бутылке.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» 

 

 

Винные системы (краткий обзор)

 

1. Метод Отара Иоселиани

 

Сюжеты и атмосфера фильмов Иоселиани неизменны. Везде чахнущие аристократические семьи, домашнее исполнение Шопена под титры, жизнерадостные старички, наслаждающиеся редкими старыми винами перед тем, как отдать поместье нуворишам, одна и та же кочующая из фильма в фильм старушка на велосипеде. Ничто не меняется, и даже если в следующем фильме старушка сменит велосипед на самокат, даже тогда по существу не произойдет ничего нового.

Но может быть, это кажущаяся повторность? Возможно, что-то в пределах фильмов все же неуловимо меняется, столь тонкое, что наш невоспитанный глаз просто этого не видит? Может, герои в этих фильмах распивают р а з н ы е  вина, или, еще вероятней,  одно и то же старое вино, но р а з н ы х  лет разлива? А вдруг лишь истинный знаток понимает, куда надо смотреть: на этикетку…

Это предположение довольно выгодно. Ведь приняв его, не надо будет вспоминать о названиях фильмов (так как, в самом деле, мы имеем дело по существу с одним и тем же произведением), а можно будет употреблять устойчивые выражения вроде «Иоселиани разлива такого-то года», куда более точно отражающие суть явления.

Букет примерно тот же, но в одном случае он более густой и терпкий, в другом, наоборот, он легче и воздушней; один более дерзок, другой - мягок и романтичен. И во всех этих случаях мы имеем дело с одним и тем же превосходным вином, происходящим с одних и тех же знаменитых виноградников – творческого мироощущения Иоселиани.

  

 

2.Винный регистр Гофмана

 

Знаменитый музыкант, художник и писатель Э.Т.А. Гофман полутора столетиями ранее изобрел любопытную систему по написанию музыки.

Этот шутливый регистр вин и соответствующих им музыкальных жанров можно найти в его «Крейслериане»:

 

«Если бы в самом деле было желательно подливать спиртное на колесо фантазии (что я считаю желательным,  ибо это не только ускоряет полет мыслей художника, но также сообщает ему известное благорасположение и веселость, облегчающие труд), то по отношению к напиткам можно было бы установить некоторые общие правила. Так, я, например, посоветовал бы при сочинении церковной музыки употреблять старые рейнские и французские вина, для серьезной оперы – очень тонкое бургонское, для комической оперы – шампанское,  для канцонетт – итальянские огненные вина, для произведения в высшей степени романтического, вроде «Дон Жуана», - умеренное количество напитка, создаваемого саламандрами и духами земли. Впрочем, я предоставляю каждому держаться своего личного мнения и нахожу нужным лишь тихонько заметить для самого себя, что дух порожденный светом и подземным огнем и так смело овладевающий человеком, очень опасен и что не следует доверяться его приветливости, ибо он быстро меняет свой лик и из благодетельного ласкового друга превращается в страшного тирана».

 

3. Бутылка Рабле

 

А Рабле создал молитву к Божественной Бутылке, балансирующую на грани стихографики, так как она представляет собой стихи, заключенные в форму бутылки и стакана. Интересно было бы задаться вопросом, какое вино могло содержаться в сей Бутылке, чтобы быть перелитым двумя главами позже в такой же стихотворный стакан! Задавались ли целью это выяснить искусствоведы? Строить на сей счет предположения было бы крайне любопытно.

 

4. Вино Хайяма

 

Считается, что на языке поэтов-суфиев (Руми, Месневи, Хайям) вином называлось скрытое знание. Знаменитые строки Хайяма о том, вино какого разлива он предпочитает, таким образом, относятся к спору и соперничеству между несколькими духовными школами. В его стихотворениях, будто бы посвященных пьянству, также, если верить суфиям, говорится об опьянении некоей тайной мудростью. Так что в данном случае надо быть осторожней, помня, что мы имеем дело с  божественным вином особого разлива.

 

Выводы и размышления

 

Список винных регистров и систем можно продолжать, перейдя затем к гашишу, к опиуму, к грибам… Эта тема (шутливая лишь на первый взгляд) хорошо показывает, как привычки человека впечатываются в его творчество.

Объяснение стиля По и Бодлера связано с их наркотическими опытами, «Фантастическая симфония» Берлиоза не появилась бы, если бы не популярность в 19 веке знаменитейшей книги признаний курильщика опиума…  Если не сами явления творчества, то по крайней мере их стиль, часто спровоцированы причинами чисто биологическими. И иногда не стоит искать слишком глубоко, потому что причина лежит на поверхности… хотя и в другом виде искусства или жизни.

 

Между прочим, в шутливом винном регистре Гофмана есть большое количество правды. Сейчас мало кто помнит о том, что жанр симфоний начался с музыкальных  аккомпанементов во время великосветских обедов. Более чем естественно предположить, что количество  и характер частей в симфониях напрямую зависел от состава блюд.

Если такой факт покажется кощунственным, нелишне вспомнить еще более давнюю традицию: до появления симфоний происходило в точности то же самое. В авторитетном исследовании о менестрелях (музыкантах и поэтах Средневековья) (1) М. Сапонов упоминает о  банкете архиепископа миланского Ипполито д’Эсте, во время которого  смена блюд сопровождалась сменой инструментовки. Первое блюдо сопровождала игра 3 тромбонов и 3 цинков, второе пошло под звуки дульциана тромбона и флейты траверсо, третье блюдо съели под звуки  арфы флейты и клавесина, и т.д.

 

Увы, в книге не говорится о том, что это были за блюда (в гастрономическом смысле) – что вполне естественно, так как по принятой системе знаний это выходит за рамки искусствоведения. А жаль! Кстати, несомненно, к каждому блюду подавалось определенное вино. Это и есть система Гофмана, в осуществлении.

 

История с винами  и искусствами, как и все остальные, уходит еще дальше во времени и теряется в глубокой древности, где-то на античных пиршествах. Как известно, у древних определенные виды музыки соответствовали любви, веселым пирушкам, охоте, войне, и тому подобному.

 

Разрабатывать эту историю можно долго и кропотливо, что, впрочем, будет откровенным предательством по отношению к столь веселой теме. Поэтому, ограничившись несколькими упоминаниями и намеками, лучше перейти к другой любопытной истории – о стилях и движениях, и как частный случай - о музыке и об искусстве шпаги. Но об этом - в следующий раз.

 

переход к: Параджанов и очень старое пролитое вино

 

_______  

1 М.Сапонов. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. М., 1996, с. 167

 

Ash

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей