ashtray.ru - Ascii Art, или Буквопись

И. Кутыев. "Буквопись" или искусство рисовать... буквами

"Англичане пользуются латинским шрифтом,
но на письме некоторые буквы
имеют своеобразное начертание..."
Из учебника английского языка

Не столь уж далеки от нас времена, когда при слове "компьютер" перед мысленным взором представало громадное помещение, заставленное множеством жужжащих шкафов, в которых таинственно крутятся бобины с магнитной лентой или, того хуже, в недрах, которых с треском исчезают громадные колоды перфокарт. При всем своем величии эти вычислительные монстры практически не обладали никакими графическими возможностями. Все что мог "выжать" из себя мерцающий загадочным зеленоватым цветом дисплей, так это колонки непонятных букв и цифр, тайна коих была доступна лишь посвященным - программистам.


Последние, однако, во все время своего существования отличались завидной тягой к прекрасному. И, потому, наверное, непременным атрибутом любой мало-мальски уважающей себя научной лаборатории были мастерски выполненные рисунки, которые полностью состояли из одних только… букв. Честно говоря, можно было только позавидовать усидчивости и терпению программистов, способных осуществить такой поистине ювелирный труд. Ведь для того, чтобы буква за буквой воспроизвести "Джоконду" или того же Львенка из известного отечественного мультфильма, надо было иметь громадное терпение и кучу свободного времени. Хотя с последним, думаю, "умельцы" особой "напряженки" не испытывали. И все же не об этом речь... Вы не поверите, но в наше время, когда компьютеры в состоянии с потрясающей реалистичностью воспроизводить трехмерные объекты и сцены, едва ли не лучше, чем они выглядят в жизни, искусство "символьного рисования" живо. И это именно искусство - "ASCII Art", так оно теперь называется.

Что такое ASCII Art
ASCII Art - искусство рисования при помощи символов ASCII. Оно получило свое название от термина ASCII - American Standard Code for Information Interchange - стандартный американский код для информационного обмена. Полный набор включает 128 символов. Однако в действительности при "рисовании" используются лишь около сотни, остальные же являются служебными кодами, применяемыми при форматировании текста и передаче данных. К таким "невидимым" ACSII-кодам относятся символы, используемые для обозначения табуляции, конца строки и прочих "внутренних служебных" нужд. Ясно, что то, что невидимо (за исключением пробела, конечно) использовать в "изобразительном" искусстве невозможно.


Западные приверженцы "буквенного" рисования признают произведениями ASCII-искусства изображения, созданные исключительно на основе "стандартного кода". Что это значит? А то, что рисунки, при создании которых использовалась, например, кириллица англоязычные адепты этого вида изобразительного искусства не признают. Конечно у нас, россиян, "собственная" гордость, но и "буржуев" понять можно: рисунки, использующие не ASCII-символы, теряют свое главное качество - возможность их просмотра без потери качества абсолютно на любом компьютере.


Ведь что привлекает в ASCII-рисунках современных его почитателей? Прежде всего, его демократичность - любой компьютер, обладающий многострочным буквенно-цифровым дисплеем или принтером, в состоянии отобразить "буквенный" рисунок. Никаких вам аппаратно поддерживаемых графических режимов и специфических форматов графических файлов. Причем файл с рисунком во много раз меньше чем графический файл, содержащий аналогичное по размерам изображение. Правда, и качество изображения во столько же раз хуже... Но с этим истинные "эстеты" готовы мириться. "К тому же ASCII-рисунки побуждают работать воображение, - настаивают они - А сами изображения довольно забавны". С последним утверждением трудно не согласиться. Зачастую фантазия авторов, создавших то или иное изображение, способна поразить своей нестандартностью и неожиданностью. А чувство сопричастности к творимому искусству возникает у зрителя в тот момент, когда казавшееся беспорядочным нагромождение символов вдруг в один момент складывается в единую картину. Удивительный эффект. Вы согласны?


Немного истории


Адепты "символьного рисования" утверждают, что любимое ими искусство возникло за долго до появления компьютеров. И, между прочим, подтверждают это историческими фактами. Так, например, Джон Старк (Joan G. Stark), автор замечательного по оформлению и содержанию сайта, расположенного по адресу http://www.geocities.com/SoHo/7373/index.htm полагает, что искусство это зародилось еще в... Древнем Египте. А вы как думали? Ведь древнеегипетская письменность, как известно, основана на пиктографическом письме. А пиктограммы, есть ни что иное, как рисунки в тексте. Или текст, состоящий из рисунков? Сплошная путаница выходит. Одним словом, не вдаваясь в рассуждения о том, что здесь первично, следует признать, что "что-то в этом есть".

Если же говорить серьезно, то одним из первых рисунков, "напечатанных" при помощи букв можно назвать изображение мышиного хвоста, в знаменитой книге Люиса Кэролла (Lewis Carroll, настоящее имя Charles Lutwidge Dodgson) "Приключения Алисы в стране чудес" ("Alice in Wonderland"). "Хвостообразно" был размещен текст третьей главы под названием "Бег по кругу и длинный рассказ" ("A Caucus Race and a Long Tale"). Случилось это в 1865 году, еще за несколько лет до появления печатных машинок.


Первая же печатная машинка была представлена "почтеннейшей публике" в сентябре 1867 года. Ее разработал некто Кристофер Лэтхэм Шолес (Christopher Latham Sholes). А массовое производство "основного орудия производства секретарш" и его продвижение "в массы" началось лишь в 1874 году. Именно в это время компания "Ремингтон и сыновья" начала выпускать печатные машинки. В 90-е годы XIX века производители печатных машин стали устраивать настоящие шоу, рассчитанные на привлечение новых покупателей (пользователей, как сказали бы сейчас). С этой целью проводились состязания машинисток на скорость печати и… рисование при помощи печатных машинок. Самый старый из сохранившихся рисунков подобного рода был создан Флорой Стейси (Flora Stacey). Рисунок бабочки в рамке был опубликован 15 октября 1898 года в "Pitman's Phonetic Journal". Изображение целиком (включая и бабочку!) состояло из печатных символов. Для того чтобы по достоинству оценить мастерство Флоры Стейси следует сказать, что одна единственная ошибка могла свести на нет весь труд. Ведь печатная машинка, в отличие от компьютера, не позволяет изменить введенный символ, а всевозможных "замазок" для печатных машинок в то время еще не было…


Интерес к "печатному рисованию" то просыпался, то затухал на протяжении всей первой половины ХХ века, а в период с 50-х по 70-е годы даже устраивались выставки и издавались книги, посвященные этому виду искусства.


Вообще же до появления дисплеев и принятия в 60-е годы стандарта ASCII (окончательно стандарт был утвержден в 1968 году) программисты, уже появившиеся к тому времени, тоже не желали отставать от освоения столь "прогрессивного" вида искусства и развлекались каждый, кто как мог. В качестве "подручного" инструмента использовались машинки для подготовки перфокарт и перфоленты, а также электрические печатные машинки, использовавшиеся в качестве устройства вывода для первых ЭВМ.


Кстати, "художества" на компьютере, оказывались порой более сложно выполнимыми в техническом отношении, нежели "рисование" на печатных машинках. Дело все в том, что при работе с печатной машинкой за счет смещения листа символ можно было поставить практически в любом месте страницы, а ЭВМ в состоянии печатать исключительно на стандартных знакоместах…
Но как бы то ни было, рисование при помощи ASCII-символов постепенно захватило "программистско-пользовательские" массы. И было этому несколько причин.
Во-первых, как уже говорилось выше, отсутствие графических возможностей у большинства компьютеров сочеталось со стремлением программистов самовыразиться.
Во-вторых, более чем скромные объемы памяти и малая скорость передачи данных по телефонным сетям, заставляли экономить на всем. А посмотреть на что-то экзотическое хотелось. Вот и приходилось владельцам BBS (общедоступных электронных досок объявлений) идти на всякие ухищрения и изыскивать возможности для того, чтобы позабавить своих посетителей.
Наконец, в третьих, выполненные в стиле ASCII Art рисунки элементарно пересылались по появившейся электронной почте, не требуя для этого никаких дополнительных ухищрений.
Все это сделало "рисование буквами" весьма популярным и распространенным развлечением в программисткой среде. Кстати, широко используемые при переписке и общении в Сети "смайлики" (улыбающиеся рожицы из точек и скобок) являются не чем иным, как отголосками ASCII Art.

ASCII Art в Сети
Как это ни странно, но в Сети, при желании, можно отыскать сайты, посвященные ASCII Art. Причем весьма любопытные и стоящие того, чтобы их посетить. Один из них расположился по адресу http://www.geocities.com/SoHo/7373/ и называется "ASCII Art Gallery" Удивительно, но в сочетании с JAVA-эффектами буквенное оформление смотрится очень эффектно и стильно. Сам же сайт весьма познавателен и очень необычен. Тут можно найти много интересной информации об истории создания ASCII-графики (какое странное сочетание…), принципах их создания и, конечно же, великолепную коллекцию самых разнообразных работ. Это едва ли не лучший сайт, посвященный искусству составления рисунков из ASCII- символов, который был обнаружен в англоязычной части Сети. Будет возможность - загляните...


А ASCII-зоопарк вы когда-нибудь видели? Нет? Тогда обязательно стоит взглянуть на страничку по адресу http://www.xemu.demon.co.uk/art/ Она так и называется "ASCII ZOO". Кого тут только нет! И летучие мыши, и динозавры, и коровы (их тут на целое стадо хватит...), и даже дельфины. Поскольку рисунки выполнены при помощи букв, то грузится страница очень быстро, а фантазия авторов в состоянии поразить кого угодно.


Между прочим, ASCII-рисунок может носить и чисто утилитарное назначение. Не верите? Взгляните на карту Нью-Йоркского метро по адресу http://www.crosswinds.net/~msh210/ascii_map.html Может быть не очень удобно, зато необычно…


По сравнению с традиционным оформлением web-страниц, достаточно "бедный" по современным меркам дизайн ресурсов, посвященных ASCII Art, может отпугнуть. Зачастую оформление страниц, содержащих ASCII-графику, просто отсутствует. Это, например, касается Интернет-ресурса, расположившегося по адресу http://www.panix.com/~ericl/asciipics/ Просто перечень доступных для посетителей рисунков, зато содержание… Вы когда-нибудь видели "буквенную" эротику? Если нет, то стоит посмотреть. Честно говоря, не понятно могут ли считаться эротическими изображениями скопления буквенно-цифровых символов. Тут уж впору обратиться к учению старика Фрейда, как говорится, смотрит "пациент" в книгу, а видит... Правда, большинство изображений подготовлены для печати на принтере, а потому целиком на экране не помещаются (самый большой рисунок занимает целых 242 строки). Здесь же можно найти немало и других забавных рисунков, начиная с портретов президентов США и заканчивая "мультяшками", черепами и разнообразными символами.


Не всегда ASCII изображения остаются неподвижными. По воле web-мастеров они научились двигаться. Для этого, как правило, используют JAVA-скрипты, поэтому для того, чтобы посмотреть "мультики" нужно разрешить броузеру исполнение JAVA-программ. При желании можете, например, взглянуть на разворачивающего крылья демона (http://www.mcs.drexel.edu/~udhunt0/gargani.html) или на анимированного газонокосильщика, подстригающего травку из прямых (/) и обратных (\) слешей (http://www.crosswinds.net/~llizard/ascii-art/animation/vs4orhigher/lawnmower.html). Весьма занятное и неожиданное зрелище.


Еще одна страничка с забавными анимационными роликами на основе ASCII-графики расположилась по адресу http://www.xs4all.nl/~svzanten/ascii/index.html. Кроме анимаций тут еще есть и небольшая коллекция обычных ASCII-рисунков. Если и этого мало, то... Впрочем, пора остановиться, иначе перечень сайтов с ASCII-картинками грозит растянуться на пару страниц.


Да, чуть не забыл. Приверженцы ASCII Art есть, оказывается и в России. И должен, заметить, что сайты "наших" приверженцев ASCII-искусства оформлены с большей выдумкой, чем странички их западных коллег. Великолепная по своему дизайну, основанному исключительно на использовании ASCII-символов, страница расположилась по адресу http://imperium.lenin.ru/LUZHIN/desert/index2.html Ее автором является некто Лужин, именующий себя "единственным в России ASCII-художником". Насчет единственности не знаю, но то что работы, представленные на сайте, сочетают в себе лаконичность и безукоризненное мастерство при минимуме изобразительных средств - это совершенно точно.


Еще один русскоязычный сайт, посвященный ASCII Art расположился по адресу http://www.uic.nnov.ru/~lmk. В отличие от предыдущего случая, большинство работ, представленных здесь, не являются плодом творчества владельца сайта. Они собраны в Сети и отражают различные направления ASCII Art. Это однако ничуть не умаляет заслуг автора сайта, поскольку собранные работы достойны того, чтобы взглянув на них, поразится мастерству ASCII-художников. Наконец, любители животных могут позабавиться на весьма странном сайте, посвященном исключительно… ежикам. Тут обитает небольшое "стадо" колючих обитателей лесов, выполненных в стиле ASCII Art (http://hedge.agava.ru/acsii.htm). Конечно перечень сайтов, посвященных ASCII-рисункам не ограничивается приведенным здесь списком. Их, к удивлению, неизмеримо больше. По-видимому, сильна в людях страсть к искусству, даже к такому парадоксальному, как ASCII Art.

Как это делается
Ну а что же делать, если вдруг страсть к самовыражению настолько сильна, что захотелось попробовать собственные силы в ASCII Art - искусстве рисования при помощи букв? Для начала полезно знать, что в ASCII Art, оказываются, существуют различные стили. Первый - это рисование при помощи линий (Line Style), второй - при помощи букв и прочих символов (Solid Style). Выбирайте тот, что вам понравится больше и дерзайте.


Для того чтобы начать рисовать не требуется ничего кроме текстового редактора. Сойдет даже "Блокнот" из стандартной поставки Windows, а то и вовсе какой-либо простенький текстовой редактор, работающий под DOS (если кто-то еще помнит о том, что это такое...). Впрочем, можно пользоваться и чем либо более "навороченным", но при этом для рисования используются исключительно моноширинные шрифты, то есть те, у которых ширина всех символов одинакова. Как правило, это шрифты группы "Courier".


Сама "техника рисунка" при помощи ASCII достаточно проста, но имеются и некоторые "хитрости". Прежде всего, следует отказаться от режима "вставки" при редактировании текста и использовать режим "замены" символов. То есть такой режим, когда вновь вводимые символы пишутся поверх уже существующих, а не вставляются между ними, раздвигая строчку. Так удобнее. Вторая хитрость состоит в том, что при создании "полотен" больших размеров следует заранее заполнить всю площадь будущей "картины" каким либо одним символом, например "+" и рисовать уже поверх этого "заполнителя". Такой прием позволяет легче ориентироваться в пределах "полотна". Еще одна тонкость - при рисовании вертикальных линий следует использовать не заглавную латинскую букву I, а символ "|" (при англоязычной раскладке клавиатуры расположен в верхнем регистре клавиши с символом "\"). Это нужно из-за того, что моноширинные шрифты могут быть с засечками на концах букв и без оных. При использовании шрифтов с засечками вертикальная линия из букв I выглядит менее аккуратно. Вообще же, как и во всяком деле, "секретов" гораздо больше, и у каждого "художника" они свои, так что "легкость приходит с опытом". А начинать, рекомендуется с простых рисунков. Например, с человечков... Кстати, наиболее часто встречающееся практическое применение ASCII Art - это использование буквенных рисунков в подписи к электронным письмам. Но и тут нужно знать меру. Не стоит "цеплять" к своим посланиям в качестве подписи портрет любимой морской свинки размером этак в 100 -200 строк. Достаточно будет и 4-х (ну, максимум 6-ти)... Естественно, строк. Не свинок...


Профессионалы ASCII Art и любители искусства "чистого текста" рекомендуют при создании собственных "картин" по возможности придерживаться нескольких несложных правил. Вкратце их можно свести к следующим рекомендациям:


- не стоит применять никаких вспомогательных вариантов оформления шрифта (подчеркивание, утолщение, наклон), поскольку это нарушает принцип неизменности ASCII-рисунка при просмотре его на разных компьютерах,
- следует отказаться от цвета при создании ASCII-изображений,
- нельзя использовать "при рисовании" никаких служебных символов (например табуляцию),
- постарайтесь не делать ширину рисунка больше, чем 72 символа (ограничение возникло из-за того, что некоторые почтовые программы и текстовые редакторы не в состоянии отображать текст большей ширины без переноса концов строк).


Правила, в общем-то, необязательные, но уж если "профессионалы советуют"... В конце концов, не такие уж они и сложные...


Ну, а под конец радостная новость для "лентяев" и "торопыг" не способных высиживать долгие часы, подбирая требуемые буквы для задуманного рисунка. Оказывается, существуют специальные программы, которые сами, безо всяких на то усилий со стороны "художника" в состоянии создавать шедевры ASCII Art. Одна из них под названием "FigWin" позволяет преобразовывать любой текст на английском языке в заголовки, выполненные различными стилями ASCII Art. Обзавестись такой программой можно по адресу ftp://ftp.internexus.net/pub/figlet/program/windows/. Почти два десятка шрифтов и различные варианты форматирования вновь создаваемого заголовка должны удовлетворить любого привереду. Единственный недостаток - русского языка программа "не понимает".


Еще один представитель семейства "программ для лентяев" - нечто под названием "GifA". Программой можно разжиться по адресу http://alberty.pascal.citeweb.net/. Она пригодится тем, кто мечтает украсить интерьер, скажем, собственным портретом в ASCII. Архив программы занимает всего 58 Кб. Это конвертер GIF-файлов в ASCII-рисунки. Функционирует "GifA" под DOS. Интерфейс, как таковой, отсутствует, а параметры преобразования задаются в командной строке. Но, как говорится, охота пуще неволи. И если уж очень хочется взглянуть на то, как будет выглядеть в новом виде знакомое изображение, то придется вспомнить времена "без Windows". Хотя... Это, конечно, быстрее и проще, чем набирать тот же рисунок вручную в текстовом редакторе. Вот только будет ли это искусством?


Ильдар Кутыев
Kutiev@mail.ru

"Компьютер Бизнес Маркет"

переход к ИНТЕРНЕТ-ГРАФФИТИ

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей